Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка - это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей...

Содержание страницы

Моторная лодка. Виды и устройство. Плюсы и минусы. Применение

Моторная лодка — это небольшое судно, отличительной особенностью конструкции которого выступает подвесной мотор. Эти плавсредства благодаря своей практичности получили широкое распространение. Они удобны для охоты, рыбалки, патрулирования водоемов, проведения спасательных операций, для спортивных состязаний, увеселительных мероприятий, туризма, служебных целей, гражданских и грузовых перевозок.

Моторная лодка — история создания

Водная стихия с древних времен представляла интерес для человека. По рекам кочевники передвигались и переправляли свой багаж, а в глубине вод водилась рыба, которая использовалась для пропитания. И для всего этого необходимо было плавательное средство.

Первым изделием такого рода стал плот. Заметив, что дерево не тонет в воде, человек соорудил плот, связав стволы между собой. Для перемещения на плоту использовался шест, а на глубине — так называемые гребные доски, вскоре получившие форму весла.

Первые лодки представляли собой выдолбленные внутри стволы деревьев. Процесс их изготовления был очень длительным и трудоемким, поэтому вскоре люди научились делать лодки из древесной коры, которые потом обмазывали смолой. В северных районах, где отсутствовала подходящая растительность, для изготовления лодок использовали шкуры животных.

Через много лет стремление человека не зависеть от течения и направления ветра, а также от необходимости постоянно грести, чтобы придать судну необходимую скорость, привело к первым попыткам оснастить гребную лодку паровым или бензиновым двигателем. В начале 19 в был изобретен подвесной мотор. Его сконструировал американец Ол Эвенруд. С 1905 г в Соединенных Штатах мотолодки с подвесным двигателем поступили в серийное производство. А с течением времени моторная лодка распространилась по всему миру и стала привычным плавательным средством, надежным и удобным, используемым повсеместно и для разных целей.

Читайте также:  Красивая меча — отдых в выходные: Ишутинское городище, Конь-камень, долина мегалитов, церковь

Конструкция судна

Моторная лодка достигает в длину 5 метров. Ее корпус либо не имеет палубы, либо является частично запалубленным. Во втором случае открытая часть кокпита занимает большую часть длины корпуса, а закрытая предназначается для погрузки снаряжения, вещей, продуктов питания и пр.

На бортах плавательного средства устанавливаются уключины для весел. Гребля веслами осуществляется в случае неисправности мотора, а также по желанию пассажиров для медленного и спокойного движения.

Место, где мотор монтируется на лодку, носит название транец. Это плоская вертикальная стенка на корме лодки. Транец поднимается над водой на 30-50 см и продолжается под воду на 10-20 см. Его ширина варьирует с учетом класса и ширины лодки (от 30 см до 1 м). На метровый транец иногда устанавливаются два мотора и соединяются тягами. По бокам транца имеются сиденья для члена экипажа, управляющего судном. Большие плавсредства имеют дистанционное управление, которое расположено в носовой части.

Мотор устанавливается на транец и фиксируется при помощи скоб и винтов. Параметры двигателей и способы управления ими унифицированы, поэтому можно установить на любую лодку практически любой движок. Гребные винты в конструкции двигателя легко снимаются и меняются при поломке или при необходимости изменить параметры скорости или тяги.

Типы лодочных моторов

Моторная лодка может оснащаться одним из двух типов двигателей: бензиновым (ДВС) либо электрическим.

Электрический движок легче, бесшумнее, проще по конструкции и в эксплуатации, а также значительно дешевле. При этом мощность их невелика — до 50 л.с. Для большей мощности понадобилось бы комплектовать моторы слишком большими аккумуляторами. Еще одним недостатком электромотора выступает ограниченность времени плавания, поскольку любой аккумулятор имеет определенную емкость.

Такие двигатели рекомендуется применять там, где нежелателен шум либо прямо запрещены бензиновые моторы из соображений экологии.

Мощность бензиновых двигателей намного больше, а длительность путешествия на лодке с ДВС-мотором намного больше, особенно при наличии запаса горючего. Судна на бензине могут выходить в режим глиссирования, соответственно, топливо расходуется экономнее. Но такие движки по массе значительно превышают электрические, поэтому их устанавливают на тяжелые судна.

Виды моторных лодок
Основных типов мотолодок несколько:
  • Хозяйственные и транспортные.
  • Глиссирующие туристические.
  • Надувные.
  • Спортивные.
Хозяйственные и транспортные мотолодки

Это водоизмещающие судна с большим объемом и грузоподъемностью, применяемые для переправы людей и грузов на короткие дистанции, для навигации по водоемам, для рыбалки. От них не требуется высоких скоростей, поэтому лодки оснащают подвесными моторами малой мощности с гребными винтами. Допускается установка и стационарных двигателей внутри корпуса. Материалом изготовления является дерево или сталь.

Глиссирующие туристические лодки

Эта моторная лодка довольно объемная, способна перевозить крупный груз и становиться в глиссирующий режим за счет формы корпуса и установки мощного подвесного двигателя. Это плавсредство подходит для транспортировки людей, багажа, оборудования, а также для затяжных турпоходов. Для комфорта в конструкции судна предусмотрены багажные отсеки, ветровые стекла и тенты. Корпус выполнен из сплавов алюминия, что придает маленький вес.

Глиссирующие разъездные мотолодки

Это разновидность туристической лодки, отличающаяся малым весом и размером. Их используют для плавания небольшими группами без багажа на короткие дистанции. Помимо туристических мероприятий, такая лодка годится для обслуживания больших кораблей и земснарядов, для охоты и рыбалки.

Надувные резиновые лодки
Сегодня надувные лодки с подвесными моторами пользуются большим спросом. Их неоспоримые достоинства — это:
  • Небольшая масса.
  • Компактность.
  • Простота транспортировки в сдутом виде.
  • Возможность хранения дома.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Высокая проходимость.
  • Безопасность в использовании.

Надувная моторная лодка проста по своей конструкции. Она состоит из цилиндрической камеры, изготовленной из прорезиненной ткани путем склеивания или сшивания, которая наполняется воздухом. Для пошива камеры применяют синтетические материалы. Основу изготавливают из нейлона или капрона, а сверху покрывают неопреном или хайполоном, устойчивыми к трению и другим внешним воздействиям.

Читайте также:  Рыбалка на Пасху 2020: можно ли ловить рыбу в праздник?

Форма камеры может быть трех видов:
  1. U-образная, или «подкова» (для моторных плавсредств с мощным двигателем, движущихся в глиссирующем режиме).
  2. О-образная замкнутая (такая форма применяется для небольших двух- или трехместных лодок с тихим ходом).
  3. В виде двух отдельных цилиндрических поплавков с общим днищем и декой в носу (для суден с моторами мощностью более 10 л.с.).

Кроме того, в устройстве лодки имеется жесткий транец для установки подвесного двигателя. Также отличительным атрибутом некоторых быстроходных надувных плавательных средств является козырек для защиты пассажиров от брызг.

Резиновые лодки имеют довольно широкую сферу применения. Они подходят для туристического отдыха, особенно, если к месту сбора приходится добираться на автомобиле, для охоты и рыбалки, а также для поисковых и спасательных мероприятий. В нашей стране такое плавсредство — практически символ активного образа жизни.

Спортивные мотолодки

Необходимы для тренировок и состязаний в водно-моторных спортивных дисциплинах. Особенности их конструкции — малые габариты, особая форма корпуса и минимальный вес, что обеспечивает лодке высокие скоростные характеристики. Каждая спортивная моторная лодка на соревнованиях относится к определенному классу и должна соответствовать установленным техническим требованиям. Поэтому при их конструировании и оснащении ориентируются на регламент водно-моторного спорта.

Достоинства и недостатки моторных лодок

Моторная лодка, как и любое изделие, имеет свои преимущества и недостатки.

К плюсам использования такого плавсредства относят:
  • Невысокая стоимость по сравнению с катером или яхтой. При этом по своим качествам она ни в чем им не уступает, прекрасно справляясь с теми задачами, которые перед ней ставятся.
  • Возможность самостоятельно путешествовать по рекам и озерам с компанией друзей или семьей, охотится в зарослях или ловить рыбу недалеко от берега.
  • Простота конструкции и управления, не требующие длительного обучения и овладения какими-то определенными навыками.
  • Возможность хранения судна на берегу, а не на воде, что увеличивает срок службы изделия. Что касается резиновой лодки, то ее можно хранить в сдутом состоянии дома или в гараже, для чего не нужно много места. Мотор, являющийся наиболее дорогостоящей деталью, легко демонтируется и может храниться отдельно.
  • Хорошая скорость. К тому же, мотор легко заменить на более совершенную его разновидность для повышения скоростных характеристик судна.
  • Простота транспортировки на автомобиле с помощью прицепа, а также удобство и быстрота подготовки к эксплуатации.
К недостаткам моторных лодок относят:
  • Неподходящие характеристики для плавания в морских водах.
  • Небольшая полезная площадь внутри судна.
  • Неэкономичность подвесного мотора в сравнении со стационарным.
Похожие темы:
  • Глиссер. Виды и принцип работы. Применение и особенности
  • Спортивный гидроцикл. Виды и производители. Как выбрать

Историческая справка

Пермский судостроительный в далёком 1970 году наладил выпуск моторных лодок «Крым». Отличительной особенностью их была цветовая раскраска – жёлтый корпус с красной палубой. Также на воде лодку легко узнать по характерному прямому стеклу с треугольными боковинами. Такие уникальные отличия были задуманы изобретателями в известном на весь СССР конструкторском бюро «Нептун», которое за всё своё время существования выпустило тысячи уникальных проектов, пользующихся спросом до сих пор.

Лодка «Крым», фото которой занимает почётное место в каталоге продукции КБ «Нептун», получила высокий статус неспроста. Её главное предназначение – это туризм, рыбалка и прогулки по рекам, водохранилищам и прибрежным зонам морей при удалении от берега до трёх километров с высотой волны до 75 см. Однако довольно часто данное плавательное средство использовалось путешественниками для преодоления очень больших расстояний. Примером может служить знаменитый водный пробег «Астрахань – Москва», в котором принимали участие представители многих заводов и конструкторских бюро, занимавшихся изготовлением плавсредств и моторов.

Немного о недостатках

Естественно, недостатки есть у любого плавсредства, их нужно только найти. Для лодок «Крым», построенных в 70-80-х годах XX столетия, основной проблемой было самопроизвольное подтопление судна за счёт накопления воды в подмоторной нише. Происходило это в тех случаях, когда попутная волна оказывалась чуть выше борта. Позже проблема была решена модернизацией корпуса – установлен водоотливной клапан.

Скоростные качества судна из года в год имеют свойство ухудшаться, это происходит из-за особенностей днища, которое имеет лодка «Крым». Тюнинг тут не в силах помочь, ведь антикоррозионный сплав, в отличие от того же дюралюминия, очень мягкий. За долгие годы использований, прыгая на скорости по волнам, оказывается, очень просто сделать днище волнистым от ударов об воду. Продлить срок службы моторной лодки поможет лишь желание владельца, который один раз в год готов посвятить время своему транспорту и с помощью домкратов и резинового молотка сможет устранить неровности днища судна.

Заводские характеристики

Очень интересно будет узнать, какие заводские имеет лодка «Крым» технические характеристики. Фото, которое можно увидеть в данной статье, подсказывают, что судно довольно крупное:

  • Наибольшая длина составляет 4 метра и 20 сантиметров, при наибольшей ширине 1,6 метра.
  • Борт достаточно высокий и составляет 65 сантиметров на миделе.
  • В заводском исполнении масса лодки с установленным оборудованием — 190 килограммов.
  • Грузоподъёмность судна — 400 килограммов либо пять пассажиров, для которых оборудованы на борту 5 сидячих мест.
  • Угол килеватости днища на транце всего 4,5 градуса.

Заводом-изготовителем рекомендуется использовать 20-сильный мотор, с которым лодка гарантированно покажет достойные результаты: при полной нагрузке – 30 км/ч, а с одним водителем – 39 километров в час. Но за долгие годы эксплуатации многие владельцы приходят к выводу, что установка более мощного мотора не особо влияет на износ плавсредства. Поэтому многие водномоторники давно поменяли «Вихрь» на «Ямаху».

Преимущества надувных лодок с жестким дном

Главным достоинством сочетания надувных бортов и пластикового днища является непотопляемость. Конструкция данной лодки позволяет оценить ряд преимуществ:

  1. Устойчивость. Плавсредство отлично подойдет для рыбалки и отдыха. Конструкция бортов выполнена с использованием надувных баллонов, дно заполнено водоотталкивающей пеной. Это позволяет уверенно держаться на волнах при любом шторме.
  2. Мобильность. Наличие надувных бортов делает возможным подходить на лодке близко к берегу. Жесткое днище не повреждается при нахождении на мели.
  3. Жесткая конструкция дна делает процесс рыбалки более удобным и комфортным, расширяет внутреннее пространство лодки.
  4. Ряд моделей обладает высокой грузоподъемностью, некоторые из них оборудованы навесами и трапами для безопасного подъема, мощными моторами и дополнительными баками для топлива.
  5. Возможность установки киля на жесткую конструкцию является достоинством, т.к. эта опция улучшает гидродинамические свойства, повышает устойчивость.
  6. Судно приобретает функции катера. Улучшается маневренность, скольжение по воде, появляется возможность глиссировать.
  7. За счет двойного дна лодка обладает тихим ходом.
  8. Судно с жестким дном легче подвергать чистке.

Повышенные ходовые характеристики позволяют экономить расход топлива.

Читайте также:  Где во Владимирской области рыбалка платная, а где бесплатная?

Прямое предназначение

Для туризма и активного отдыха лодка «Крым» технические характеристики имеет безукоризненные. Это один из немногих видов водного транспорта, который можно назвать удобным и безопасным, и дело даже не только в непотопляемости судна.

  1. Спинки передних сидений откидные, к тому же они имеют съёмные подушки, что очень удобно при чистке и сушке. Да и работать вёслами намного удобней, если сиденья сложены.
  2. Кормовое сиденье сплошное и больше напоминает диван, однако это не мешает быть ему складным. Опрокинуть спинку довольно легко одной рукой для того, чтобы получить доступ к кормовому багажнику.
  3. И если нужно будет обеспечить ночлег в лодке – это легко сделать, ведь сиденья легко снимаются, однако более трёх человек в лежачем положении разместить не удастся.

А как быть с багажом, чем порадует лодка «Крым»? Отзывы в средствах массовой информации уверяют, что с этим проблем нет. В форпике есть багажное отделение, оно не очень большое, но с сюрпризом. Скрытый рундук небольшого размера позволит разместить пару походных рюкзаков.

Тюнинг для спортсменов

Не нужно думать, что если речь идёт о спортивном судне, значит, темой тюнинга будет увеличение мощности двигателя. Как раз с моторами владельцы лодок не связываются – проще купить нужный, с большей мощностью и по доступной цене, нежели тратить время на усовершенствование топливной системы и увеличение рабочего объёма цилиндров.

Спортивная модификация предполагает усовершенствованное ветровое стекло, имеющее сложную конструкцию, которой не имела лодка «Крым». Тюнинг в заводском исполнении предусматривал дополнительную защиту от воды для водителя и пассажиров на высокой скорости. Однако именно это усовершенствование привело к тому, что тент лодки чуть сдвинулся вперёд, образовав щель между креплением заднего клапана тента и транца.

Владельцам лодок, желающим избавиться от попадания воды в лодку во время дождя, нужно удлинить тент либо установить дополнительную защиту от протеканий на заднем клапане защиты. В идеале нужна полная замена заводского тента на комплект маскировочной сетки с защитным чехлом от дождя и брызг.

Непотопляемость – отличная характеристика

Третье достоинство, которым может похвастаться лодка «Крым» – технические характеристики плавучести. Для каждого водного судна они являются индивидуальными. Одни лодки, набирая воду, кренятся набок, другие ныряют носом вниз, есть и такие судна, что, набрав воды до борта, просто уходят на дно. Но только не лодка «Крым»! Фото полностью залитого водой судна на плаву, появившееся в 70-х годах прошлого столетия в журналах, посвящённых маломерным судам и рыбалке, сразу же привлекло к нему внимание многих водномоторников.

Непотопляемость плавсредства обусловлена наличием специальных блоков плавучести, которые выполнены из пенопласта и размещены вдоль кормы, а также присутствуют под кормовыми сиденьями. Если залить лодку «Крым» водой на 100 %, то обнаружится самое главное – положение корпуса будет на идеально ровный киль.

О гидродинамике

Гидродинамика – это второе достоинство, которое имеет после коррозионной устойчивости лодка «Крым». Технические характеристики манёвренности на воде обеспечивают ей выпукло-килеватые обводы днища со скуловым брызгоотбойником. По набору корпуса среди владельцев маломерных судов принято различать три модификации лодок «Крым»: обычная, модернизированная и спортивная.

Набор корпуса самой первой модификации, представленной в 1970 году, был выполнен по смешанной системе: с продольными шпангоутами и стрингерами. А вот остальные модели: модифицированная лодка «Крым — М» и спортсмен «Крым — 3» — днище имели, подкреплённое штампованными шпангоутами с П-образным профилем. Однако это усовершенствование не ликвидировало проблему с ударом корпуса о воду на высоких скоростях.

О комплектации

Вне зависимости от модификаций, будь то базовая, спортивная или лодка «Крым-М», технические характеристики заводской комплектации идентичны:

  1. Пара разборных вёсел с уключинами.
  2. Очень удобный черпак со скосами корпуса для удобства забора воды из плавсредства.
  3. Запасной днищевый блок плавучести – в полной комплектации.
  4. Дистанционное управление газом, реверсом и поворотами для мотора.
  5. Съёмный тент из палаточной ткани.

Интересно, что спортивная лодка «Крым-3» технические характеристики комплектации имеет те же, но с небольшой доработкой. В первую очередь, это коснулось съёмного тента, в котором появились смотровые окна, а сам материал стал застёгиваться на молнии, обеспечив тем самым высокую теплоизоляцию. Также спортивный вариант плавсредства имеет в наличии спидометр и тахометр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: