Как сделать импеллер, если есть только мотор и вентилятор.

Самодельный водомет для лодки ПВХ. Используемые материалы, подготовка и изготовление. Условия использования водомета. Итоги.

Моторная лодка в значительной мере расширяет тактические возможности рыбака — позволяет удить в местах, которые до этого были недоступны. Некоторые предпочитают покупать катера, уже оснащённые двигателями, другие — устанавливать мотор собственного изготовления на свою любимую лодку, так как это помогает экономить средства. При этом следует заметить, что значительными преимуществами обладает мотор водомётного типа. Что это такое и как его изготовить самостоятельно — мы рассмотрим в статье.

Преимущества водометных двигателей

Одной из особенностей водометных лодочных моторов является отсутствие вращающих элементов, расположенных в воде водоема. Поэтому его работу не смогут нарушить любые посторонние предметы, находящиеся в воде, а также водные растения.

Полностью отсутствует риск прекращения работы водометной турбины из-за водорослей, которые могут намотаться на винт. Также турбина защищена и от повреждения, к которому может привести удар о подводный объект.

По этой причине лучше всего использовать водометы на катерах в местах:

  • имеющих небольшую глубину;
  • где присутствуют заросли водорослей;
  • в водоемах, характеризующихся наличием большого количества мелей;
  • на реках с перекатами и прочие.

Иными словами, плавательные средства с установленными на них водометами имеет смысл использовать на участках, пройти которые лодки с обычным мотором не смогут либо во время их прохождения присутствует риск выхода из строя либо повреждения классического лодочного винта.

Читайте также:  Ловля леща зимой – тактика, поиск, снасти, наживки и прикормка

Подобная неприятность может случиться из-за довольно высокого размещения сопла водомета над водной поверхностью, что, впрочем, характерно и для заборной трубы. Заборная часть водомета имеет защиту в виде специальной решетки, что не дает траве проникнуть внутрь водомета. Хотя небольшие водоросли и могут оказаться в водоводе, однако, лопасти легко их перемалывают. В то же время шансов, что твердые предметы, скажем, галька, смогут проникнуть туда, нет, так как ячейки, имеющие небольшие размеры, надежно ограничивают им доступ.

Вполне допустима ситуация, что внутри водовода может оказаться песок. Но нанести какой-либо вред крыльчатке ему не удается, поскольку вода не дает ему задерживаться и уносит обратно. Важным достоинством водометов является то, что используемые в них крыльчатки защищены от влияния эффекта кавитации. По этой причине кавитационные процессы неспособны негативным образом повлиять на работу лопастей.

В продаже можно встретить особые модели водометов, которые призваны заменить обычный лодочный винт. Однако, при его установке нужно быть готовым к тому, что данный двигатель не будет обладать аналогичной функциональностью. Практически это проявляется в уменьшении мощности и скорости, а также ухудшении управляемости лодкой. Однако, все действия по управлению лодкой с водометом в точности соответствуют действиям, которые приходится выполнять при эксплуатации лодки, на которую установлен традиционный мотор с винтовым приводом.

Плюсы и минусы лодочного мотора водомет

Одним из преимуществ устройства водомета является то, что все составляющие его запрятаны внутрь корпуса и при преодолении мелководья, судно касается дна своим корпусом. Такое строение защищает детали мотора от повреждений, в отличие от подвесных винтовых лодочных движителей, где винт «оголен».

Кроме того, маневренность водометных лодочных моторов позволяет преодолевать выступающие из воды преграды и мусор, даже при движении по мелководью с глубиной в двадцать сантиметров. При встрече с какой-либо преградой на глубине в тридцать сантиметров при использовании лодочного водомета удар придется на корпус судна, а не на детали мотора, тогда как в подобной ситуации при применении винтового мотора, удар приходится именно на гребной винт.

К преимуществам водомета можно отнести отсутствие вибрации и мягкую работу трансмиссии.

Кроме того, при применении водомета на лодку отсутствует дополнительное сопротивление воде, что характерно для моторов, где грибной винт открыт. К достоинствам можно отнести и повышенные показатели инерции, и отличную управляемость на высоких скоростях как при движении назад, так и при движении вперед, а также низкий уровень шума (винтовые двигатели работают гораздо громче).

Однако, наряду с положительными сторонами водомета, он имеет и отрицательные стороны:

  • Во время преодоления мелководья в импеллер для водомета могут попадать камни, песок и так далее (так как движитель работает сродни насосу), что может негативно сказаться на работе мотора и привести к поломке охладительной системы и водоотводного сопла;
  • Наличие трения из-за быстрого движения воды в трубе;
  • Достаточно высокая стоимость.

Не совсем обычным может показаться и управление водометом. Отметим, что винтовой лодочный мотор снабжен однорычажной системой для управления, а водомет имеет реверсивно-рулевую систему с несколькими рычагами:

  • У водометов отсутствует коробка передач, а потому такой мотор набирает скорость постепенно без рывков;
  • Для понимания работы водометного движителя необходимо пройти дополнительное обучение, ведь рычаг газа используется для ускорения только в открытых водоемах, если водоем слишком мелкий или имеет препятствия (пороги) рычаг газа не используют.

Еще одним бесспорным минусом является зарастание двигателя, хотя данная проблема характерна для всех лодочных моторов, для водомета она особо актуальна, ведь все его части располагаются внутри. Если движитель постоянно эксплуатируется, то зарастания его не происходит, если же двигатель долгое время бездействовал, его придется ремонтировать вручную либо в мастерской.

Где может быть установлен водовод на лодке?

При установке водовода можно выбрать один из следующих вариантов. Первый способ, который и используется чаще всего, предусматривает размещение водовода за пределами корпуса лодки.

Есть и другой способ, при котором водовод устанавливают непосредственно в сам корпус. Если быть точным, то его размещают на дно лодки, в результате чего спереди видна лишь входная часть водовода. Сам же механизм встраивается в корпус лодки. Для этой цели со стороны кормы делают специальное сопло.

Виды импеллеров и их особенности

Различают два вида импеллеров:

  1. Толкающий, когда двигатель расположен за ротором;
  2. Тянущий — классический вариант «двигатель-ротор».

Стальные винты или лопасти изготавливают методом литья или штамповки (пресс с усилием до 40 тонн профилирует лопатки). Заготовки проходят комплекс механической обработки для снятия заусенцев, зазубрин и прочих дефектов. Применяют для этого токарно-фрезеровочные комплексы mazak и фрезеровочные машины MIKRON. После чего лопатки проходят термическую и обработку, отпуск и нормализацию. После чего проводится комплекс испытаний на прочность и твердость.

Благодаря особой конструкции импеллера удается достичь минимального шума и отсутствие потери мощности работающей турбины. Корпус импеллерного двигателя обладает меньшими размерами, чем пропеллерные, при этом полезная мощность остается та же. Крыльчатка (закреплена на роторе) представляет собой многолопастной винт в кольцевом канале. Воздух, затянутый в импеллер под большим давлением, имеет какой-то вес, поэтому в результате движения воздушных масс возникает реактивная тяга. Усилие двигает машину или перемещает рабочую среду.

Читайте также:  Прогноз клёва – Шатурский район. Выберите населённый пункт.

Основная сфера применения импеллеров

Импеллеры применяются в самых разных направлениях. Это не только крупные промышленные двигатели турбин, градирен или компрессоров, но и небольшие механизмы, например, аквариумные фильтры, помпы, двигатели посудомоечных машин, водометы.

Импеллер — механизм для создания реактивной тяги. Принцип используется в авиационных двигателях. Поршневые механизмы давно отошли на задний план, так как реактивные двигатели более легкие, экономичные в работе, работают на более дешевом топливе. Направляющие лопатки могут регулироваться на разных механизмах. Импеллер — механизм, способный обеспечивать максимальную тягу при минимальном диаметре вентилятора, поэтому спрос на такие механизмы очень высок. В настоящее время лопастные высокооборотные электродвигатели нашли широкое применение в авиамоделировании категории F4 (модель копирует реактивный самолет).

Импеллерные двигатели также применяются для двигателей гидроциклов, катеров и прочего водного транспорта. Система придает более высокую тягу и необычайную эффективность, немыслимый разгон и максимальную производительность. Лопаточные элементы — расходный материал, при этом можно заменить только лопастной узел.

Импеллеры применяют как основной механизм насосного оборудования. Такие насосы применяют в пищевой, фармацевтической, косметической, химической промышленности. Основная конструктивная особенность — ротор с резиновыми или пластиковыми лопастями, заключенные в овальный корпус. Такие машины обладают свойствами самовсасывания до 5 метров, имеют реверс (то есть перекачивают жидкость в обе стороны, легко меняется направление перекачивания), допускается перекачивать жидкости с твердыми включениями, для вязких (с пределами вязкости среды до 50000 сСт) и прочих сред. Наиболее часто это насосы-дозаторы, так как производительность жестко связано с частотой вращения. Импеллерные насосы имеют ряд недостатков: ограничение по температуре, а также ограничение по перекачиваемым средам. Оборудование относится к дорогостоящему и технически сложному, поэтому часто используют альтернативные варианты.

Устройство водометного двигателя

Если рассматривать конструкцию ДВС, обеспечивающего движение лодки, то он в общем имеет то же исполнение, что и двигатель с винтом. Имеется выходной вал, на котором выделено место для импеллера (крыльчатки), при вращении которого возникает водный поток.

Сам импеллер помещен внутрь водомета, у которого диаметры входящего и выходящего отверстия различаются. Также в конструкции предусмотрено и управляющее устройство, именуемое как реверсивно-рулевое, которое регулирует направление движения струи воды.

Если обратить внимание на внутреннюю часть водомета, то чаще она выполняется в профилированном варианте. За счет этого турбулентность остается на достаточно низком уровне до того момента, пока вода не окажется в импеллере.

При помощи управляющего устройства можно выбирать направление водного потока для движения лодки, а также перевести двигатель в режим реверса, при котором лодка способна плыть задним ходом. В некоторых случаях данная опция бывает весьма полезной, чтобы выбрать путь с меньшими препятствиями.

Естественно, в этом режиме судну не удастся развить свою обычную скорость. Это происходит из-за того, что нос и корма отличаются друг от друга своей формой, а также водоводы имеют различные диаметры.

Как функционирует устройство

Принцип действия основан на работе насоса, расположенного под водой. Движущей силой в этом случае является реактивная тяга водяной струи. В природе тоже встречается этот принцип — так передвигаются кальмары, осьминоги, каракатицы и другие морские животные.

Сначала жидкость поступает в водовод, который является трубой. Затем внутри поток подвергается ускорению, в нашем случае в роли ускорительного механизма выступает гребной винт. Когда импеллер вращается, происходит разрежение, в результате чего воде придаётся направление по водозаборнику. Выброс проистекает через сопло. Следует подчеркнуть, что диаметр сопла должен быть всегда меньше входного диаметра водовода. Штифт предохранительной муфты служит для передачи крутящего импульса на импеллер. Впускное отверстие снабжено решёткой, назначение которой — предотвратить попадание камней в водомёт. Опорный узел гребного вала крепится на гнездо, расположенное в передней части. С другой стороны расположена обечайка импеллера, которая крепится на фланец. Передний конец винта опирается на подшипники, которые относятся к опорному узлу.

Как создать водометный двигатель?

Наилучшую эффективность демонстрируют самодельные водомёты, для создания которых в качестве базы был выбран лодочный мотор модели «Ветерок-12». Подобный выбор объясняется высокой доступностью используемых серийных деталей. Их можно купить на разных сайтах или же на местном рынке.

После внесения изменений в конструкцию, вес водомета изменится только на 1 кг в большую сторону по сравнению с обычным вариантом данного двигателя.

Готовый водомет обладает водоизмещением, равным 450 кг. С ним можно выполнять глиссирование и развивать скорость 20-25 км/час.

Чтобы создать такой водомет, потребуются следующие материалы:

Читайте также:  Учимся рыбачить при быстром течении воды в водоёме

  • лодочный мотор «Ветерок-12″;
  • специальный фланец;
  • штучный редуктор;
  • развертки водосборника;
  • сварочный аппарат;
  • ступица;
  • качественный клей;
  • штуцеры;
  • схема двигателя.

Подготовка

В процессе подготовки важно все делать очень внимательно, иначе в случае ошибки можно надолго лишиться двигателя. Для работы следует использовать материал, при производстве которого были соблюдены все нормы и требования.

Изготовление

В конструкции водосборника делается незначительное углубление, что обеспечивает лодкам высокую проходимость и позволяет уменьшить гидродинамические сопротивления. Для этого нужно, чтобы верхняя передняя кромка находилась на 35 мм ниже днища.

Для создания самодельного мотора потребуется обычный штатный редуктор: его необходимо закрепить к главному дейдвуду на двигателе, используя особый фланец. Затем берется металлическая заготовка, на которую необходимо нанести развертку обечайки, водозаборника и шести лопастей.

Для создания заготовок стандартного образца и их обработки используется напильник в сочетании с гибочными вальцами. Также данная операция может быть выполнена вручную на оправке. Это позволяет придать заготовке и требуемую форму. За этим наступает время для сваривания поперечных и продольных швов фасонных вырезок.

В конструкции водомета должна присутствовать и ступица: для нее отводят место на бобышке изделия. Лодочная помпа в сухом виде весит около 20 кг. Однако, схема данного изделия встречается крайне редко. Но каждому по силам изготовить его своими силами, учитывая, что в интернет достаточно материалов на эту тему. Ключевым моментом является более высокая рентабельность лодки с водометом в отличие от обычного двигателя.

Изготовление

Для достижения высокой плавучести лодки во время сильного водного потока, при конструировании водосборника необходимо располагать на 3-5 см ниже дна судна.

К основным частям лодочного мотора также относится и присоединение механического редуктора, с помощью металлического кольца с отверстиями для крепления.

Но прежде необходимо составить макет будущего изделия на альбомном листе, нарисовав боковую часть изделия вертушки и водосборочного отсека.

Далее по макету будущего устройства сделать пометки на металлических заготовках, и вырезать необходимое количество деталей. Края, которых нужно будет обработать точильным бруском.

Сделать изгибы в соответствующих местах. После чего можно приступать к сварочным работам. С задней стороны рабочего объекта, вставляется центральный винт.

Стандартный вес двигателя должен составлять не менее 20 кг. На его изготовления нужно обладать специальными знаниями, такую информацию легче найти в интернете, нежели убивать время на поиск нужной литературы.

Самодельное устройство может получиться гораздо лучше и выгоднее купленного фабричного экземпляра.

Как создать водометный двигатель для лодки ПВХ?

При изготовлении самодельной версии мотора для ПВХ лодки возникает гораздо меньше трудностей, нежели при их создании для массивных лодок. Причина заключается в том, что для подобных лодок подходят любые моторы вне зависимости от их конструкционного исполнения. Лучше всего выбирать для них двигатели мощностью порядка 15-20 лошадиных сил.

Немаловажным моментом является то, что найти подобные двигатели не составляет труда, а уровень их исполнения довольно высокий. К тому же они предусматривают множество вариантов, что позволяет каждому человеку подобрать для себя модель двигателя в соответствии со своими потребностями.

Наиболее подходящими для создания такого двигателя для ПВХ-лодки считаются двигатели, имеющие минимальный вес. И, хотя, такие моторы встречаются и среди отечественной продукции, все же желательно отдавать предпочтение моделям зарубежного производства.

Чтобы сделать подобный водомет, понадобятся следующие материалы:

  • лодочный мотор;
  • штучный редуктор;
  • специальный фланец;
  • ступица;
  • сварочный аппарат;
  • развертки водосборника;
  • схема двигателя;
  • штуцеры;
  • качественный клей.

В целом двигатели для ПВХ-лодок создаются с применением тех же материалов, которые требуются для изготовления водомета, устанавливаемого на простую лодку.

Подготовка

Приступая к созданию водомета для лодки ПВХ, важно учесть все нюансы, так как любой недочет способен повлиять в будущем на работоспособность двигателя.

Для работы следует использовать лишь материал, который обладает всеми необходимыми техническими характеристиками. Учитывая, что изготовление подобного мотора своими руками осуществляется с применением специализированной техники, следует заранее побеспокоиться о наличии необходимых материалов.

Несмотря на то, что процесс создания самодельного водомета для ПВХ-лодки не сопряжен с серьезными трудностями, все работы необходимо выполнять без больших задержек.

Изготовление

Если опираться на данные многочисленных наблюдений, то оптимальным под входной частью патрубка в устройстве считается объем воды, который на 1-1,5 диаметра больше входного водовода.

Когда лодка с водометом минует мелководные места глубиной около 0,1-0,15 м, можно ощутить редкие толчки. Как раз в таких случаях водометы могут легко забиться. Во избежание подобного, желательно установить на них фильтр.

Чтобы самодельный водомет прослужил максимально долго, желательно приступать к его изготовлению при наличии чертежей. Проблем с их поиском не возникает, благо в сети их имеется большое количество.

Читайте также:  В Тамбовской области в реку Ворона запустили мальков царской рыбы

Однако, среди них могут встретиться и такие, которые имеют недочеты. Поэтому, чтобы самодельный водомет получился максимально надежным, все работы следует выполнять с применением специального оборудования.

В процессе эксплуатации водомет для ПВХ-лодки функционирует в обычном переходном режиме. Поэтому он будет в состоянии развивать мощность порядка 13-17 км/ч. При подобных показателях двигатель будет в состоянии обеспечить вывод лодки из ПВХ для проведения глиссеровки.

Если говорить о КПД водометов, устанавливаемых на ПВХ лодки, то он обычно составляет 50%. Для эффективной работы при выборе винтов следует ориентироваться на габариты мотора.

Выбираем импеллер

Выбор импеллера очень ответственное и важное мероприятие. От того какой установлен импеллер в водомётном движителе зависит ходовые характеристики и расход топлива, и при определённых обстоятельствах безопасность прохождения сложных порожистых участках рек. В этой статье постараюсь подробно изложить методику выбора импеллера. Так как именно импеллер преобразует крутящий момент ДВС в реактивную силу движущую катер. Чем больше воды подаст импеллер и чем выше будет скорость выходящей струи, тем быстрее поедет катер. Кажется всё просто, за количество воды отвечает шаг импеллера, чем больше шаг, тем больше воды, и больше скорость…но…?

Увеличение и снижение скорости катера с обычным гребным винтом происходит почти пропорционально частоте вращения двигателя. Совсем по-другому ведет себя водометный движитель.

Высокая скорость выброса струи достигается благодаря создаваемому в водомете давлению, а так же правильно подобранному импеллеру или площади выпускного сопла. Чтобы струя создавала наибольший упор, вся движительная установка, состоящая из двигателя и водомёта, должна быть рассчитана на максимальные мощность и частоту вращения двигателя. Как только частота вращения снижается, катер теряет скорость, начинает уменьшаться давление в сопле, так как площадь сопла отрегулирована на максимальную частоту вращения. При этом напор и скорость струи снижается в значительно большей степени, чем частота вращения двигателя.

Моделирование, и процесс изготовления импеллеров производится с использованием 3Д технологий и на оборудовании с ЧПУ.

ООО «СВК-БОРУС» выпускает серийно импеллеры диаметрами 180, 200, 220, 240, 400 мм. (информацию по каждому импеллеру можно посмотреть внизу страницы, открыв файл с нужным диаметром)

По индивидуальному заказу штучно и мало серийно импеллеры от 120 до 600 мм, с различным направлением вращения, различным дисковым и ступичным отношением. Количество лопастей и профиль лопасти разрабатываются под конкретный крутящий момент двигателя и его номинальные и максимальные обороты.

Импеллеры для водомётных движителей различаются:

1. Наружному диаметру D (180-200-220-240-400 мм)

2. Шагу на входе лопасти H (измеряется расстояние между лопастями импеллера на входе и умножается на G количество лопастей)

3. Количеству лопастей G ( двух, трёх, четырёх, пяти, шести и многолопастные с расположением лопастей на разных уровнях).

4. Профилю лопасти (код профиля лопасти, последнее обозначение на импеллере).

5. Дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади полости импеллера, чем больше зона перекрытия лопастей Р, тем больше дисковое отношение).

6. Размеру ступицы D1 (обычно диаметр ступицы импеллера D1 равно 0,45 диаметра импеллера D, но все чаще используют отношение 0,6-0,65 D, на водомётных движителях с более высоким пропульсивным КПД, работающих на более высоких оборотах)

7. Направлению вращения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: по умолчанию (если не указано направление вращение) это импеллер ЛЕВОГО

вращения наиболее распространённый.

Маркировка импеллеров ООО «СВК-БОРУС» отражает наиболее важные параметры

Пример: 200-Н170-4Л-Кт54

200- Наружный диаметр импеллера D, мм. Н-Шаг на входе лопасти H*G

170-величин шага, мм. 4-количество, шт. Л-лопастей Кт-54 Код профиля лопасти. Вращение не указано, значит импеллер левого вращения.

Код лопасти всегда связан с числом лопастей. Код лопасти содержит информацию производителя о профиле лопасти импеллера.

Профиль лопасти может быть с различными углами на входе и выходе, а так же сама лопасть может быть расположена под постоянным углом как 4Л-Кт56 и 3Л-555, а также иметь прогрессии. Меняя значения углов, прогрессии и величину дискового отношения можно иметь бесконечно много вариантов профилей. Вот рабочие профили лопастей ООО «СВК-БОРУС».

4Л-111 Импеллер разработан в 2007 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-211 Импеллер разработан в 2007 году для водомётных движителей с полостью импеллера 60-70 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты»

4Л-112 Импеллер разработан в 2009 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-Кт54 Импеллер аналог импеллера КТ12……..54 (Комсомольск на Амуре) Серийно выпускается с 2010 года для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

4Л-Кт56 Импеллер аналог импеллера КТ12……..56 («морковка» Комсомольск на Амуре) Серийно выпускается с 2010 года для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, работает ровно, в экономичном и номинальном режиме даёт большую скорость в сравнении с другими импеллерами, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: Не даёт максимальной скорости на этом диаметре импеллера, при резком старте в среднем и полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

3Л-222 Импеллер разработан в 2011 году для водомётных движителей с полостью импеллера 50-60 мм, позволяет получать максимальные скорости, при малой и средней загрузки маломерного судна.

Недостатки: На ДВС с крутящим моментом более 140 Н*м при очень резком старте в полном водоизмещении возможны срывы потока «прохваты».

3Л-113 Импеллер разработан в 2014 году для водомётных движителей с полостью импеллера 80-90 мм, для эксплуатации с постоянной максимальной загрузкой катера, работает ровно, в экономичном и номинальном режиме даёт большую скорость в сравнении с другими импеллерами, не имеет срыва потока «прохватов»

Недостатки: Не дает максимальной скорости, которая возможна на этом диаметре импеллера.

Читайте также:  Как ловить карпа на бойлы и подготовить рыболовную оснастку

2Л-200 Импеллер разработан в 2020 году для водомётов с полостью импеллера не менее 100 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, срыва потока «прохватов» НЕТ.

Недостатки: На определённых оборотах возможна небольшая вибрация, повышенный расход топлива.

3Л-123 Импеллер разработан в 2020 году для водомётов с полостью импеллера не менее 90 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно, срыва потока «прохватов» НЕТ.

3Л-321 Импеллер разработан в 2020 году для водомётов с полостью импеллера не менее 90 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно, срыва потока «прохватов» НЕТ.

3Л-555 Импеллер разработан в 2020 году для водомётов с полостью импеллера не менее 80 мм, для любой загрузки и получение максимальной скорости, работает ровно, срыва потока «прохватов» НЕТ

В описании импеллеров по профилю лопасти с указанием кода, обязательно указываются дополнительные параметры: дисковое отношение, максимальные обороты импеллера при максимальном крутящем моменте ДВС, рекомендации по использованию импеллера, а также размер ступицы импеллера и направление вращения.

При выборе импеллера необходимо учитывать максимальную мощность, максимальные обороты ДВС, и максимальный крутящий момент.

Пример 1: Водомётный движитель БОРУС 200 jet (Минусинск ООО ПКФ Борус) и ДВС TOYOTA 2JZ-GE максимальная мощность 225 л.с. на 6000 об/мин, максимальный крутящий момент 300 Н*м на 4400 об/мин. Из продукции ООО «СВК- БОРУС» для этого комплекса нам подойдет

импеллер с шагом Н200-Н215 Серия 4Л-111, 4Л-Кт-56, 2Л-200 имеют серьёзные недостатки, поэтому их не рассматриваем.

Серия 3Л-113 разрабатывалась для походов с большим грузом на дальние дистанции и имеет ограничения по максимальной скорости, для кого-то это не важно. Серия 3Л-321, 3Л-123 и 3Л-555 однозначно фаворит в выборе, с той лишь разницей, что 3Л-321 и 3Л-123 даст максимально возможную скорость и совсем немного проиграет в экономичности 3Л-555.

Пример 2: Водомётный движитель КнААПО (Комсомольск на Амуре) 200мм и ДВС TOYOTA 2JZ-GE максимальная мощность 225 л.с. на 6000 об/мин, максимальный крутящий момент 300 Н*м на 4400 об/мин. Из продукции ООО «СВК- БОРУС» для этого комплекса нам подойдет

200-Н215-4Л-111 и 200-Н215-4Л-Кт56, к сожалению, из-за ограничения по размерам водомётного движителя другие импеллеры будут выступать за границы полости, и нам не подойдут. Выбор не велик, но все же есть серия 4Л-111, даст максимально возможную скорость, серия 4Л- Кт56 даст немного большую скорость в номинальном и экономичном режиме, у каждого из этих импеллеров есть недостатки, «прохваты» при резком старте.

ВАЖНО: при выборе импеллера нужно учитывать длину полости импеллера. Импеллер не должен выступать за полость импеллера (рабочую зону). Пример: водомётный движитель КнААПО Кт 12 (Комсомольск на Амуре) 200мм имеет длину полости всего 50 мм.

1. Импеллер 200-Н200-4Л-Кт56. Шаг импеллера Н200 разделить на количество лопастей 4Л и умножить на дисковое отношение 1,1 мы узнаем рабочую зону 200/4*1,1=55 мм, этот импеллер подойдёт для водомёта КнААПО.

2. Импеллер 200-Н200-3Л-555. Шаг импеллера Н200 разделить на количество лопастей 3Л и умножить на дисковое отношение 1,4 200/3*1,35=90 мм, этот импеллер будет выступать за рабочую зону и его нельзя устанавливать в водомётный движитель КнААПО.

ВАЖНО: ступица импеллера имеет размеры с точностью до 0,1 мм. Обязательно смотрите и сравнивайте размеры, указанные в паспорте водомётного движителя и размеры заказываемого импеллера.

ВАЖНО: самое распространенное вращение ДВС и импеллеров ЛЕВОЕ.

Но существуют и правосторонние водомётные комплексы, в основном это комплексы с ДВС HONDA объёмом от 2 до 3 литров, и в случаях, когда применяется редукция. Как правило, левое направление вращение не указывается в маркировке. напорные характеристики импеллера, но и сопротивление потока воды тоже выше и соответственно пропульсивный КПД ниже. Как правило, импеллеры с дисковым отношением более 1,1 используются при постоянной максимальной загрузке катера. В некоторых случаях используются для достижения максимальных скоростей на максимальных оборотах ДВС

ВАЖНО: Дисковое отношение это, отношение площади всех лопастей импеллера к площади диаметра импеллера. Визуально можно увидеть по «перекрытию» лопастей. Чем больше дисковое отношение, тем выше антикавитационные свойства импеллера.

В зависимости от условий эксплуатации, импеллер подвергается износу,

и между стенкой полости и краем лопасти образуется зазор. Для

сохранения максимальной производительности зазор должен быть

минимальным. (На заводе устанавливается зазор 0,25-0,35 мм для водомётов 180-200 мм, 0,35-0,45 для водомётов 220-240 мм и 0,85 для водомёта 400 мм). С увеличением зазора КПД водомета снижается.

ПАМЯТКА

по использованию импеллера

______________________

При получении изделия необходимо проверить соответствие заказанной и полученной Вами маркировки импеллера. В случае несоответствия сообщить в ООО «СВК – Борус» по эл.почте, с указанием номера счета, или по телефону: 89135558870

ООО «СВК – Борус» снимает с себя гарантийные обязательства в случаях неправильной эксплуатации импеллера:

— Импеллер выступает за габариты рабочей полости импеллера

— Зазор между полостью импеллера и лопастью импеллера менее 0,25 мм (при работе лопасть задевает за полость);

— Импеллер имеет механические повреждения (сколы, следы ударов, деформации);

— Импеллер имеет следы доработок (проточка по наружному диаметру, след работы УШМ).

ВАЖНО! импеллеры, используемые с нарушением правил эксплуатации, возврату и обмену по гарантийным обязательствам ООО «СВК – Борус» не подлежат.

Условия использования водомета

Практически работа водомета осуществляется следующим образом. За счет усилий водосборника, в котором все операции выполняются лопастями, расположенными на импеллере (рабочем колесе), происходит усиленное нагнетание воды в корпус двигателя. Сам мотор приводится в движение карданным валом и именно двигатель заставляет импеллер крутиться.

Эксплуатация водомета для ПВХ-лодки проводится в тех же условиях, что и для обычного лодочного мотора. Важным моментом является то, что современные модели водометов отличаются универсальностью и могут применяться на различных глубинах.

Еще до установки водомета на ПВХ-лодку следует убедиться, что его мощность подходит для лодки, на которую он будет устанавливаться, для чего необходимо учитывать ее технические характеристики.

Принцип работы и конструкция

Водометный движитель, или попросту водомет, представляет собой движитель (специальное устройство, которое преобразует энергию источника внешнего типа или двигателя, путем взаимодействия с окружающей средой, в процесс перемещения транспорта), чья сила, предающая морскому судну движение, образуется водной струей, которая выталкивается из него.

По сути водометный движитель – это насос водяного типа, функционирующий в подводном пространстве.

Принцип работы устройства напоминает способ передвижения некоторых моллюсков (осьминоги, медузы и т.д). Данные виды морских существ передвигаются посредством выбрасывания вбираемой воды.

Водометные движители в своей конструкции имеют четыре основных составляющих:

  • импеллер, или винт, имеющий вал;
  • водовод;
  • аппарат для спрямления;
  • устройство реверсивно-рулевого типа.


Водовод является трубой профилированного образца, в которой поток воды становится быстрее или благодаря механизму лопастного типа, или благодаря энергии топливного сгорания, или же благодаря давлению газа в сжатом виде. Последняя система способствует направленному движению струны сквозь выходное отверстие, расположенное в кормовой области. Водная масса, отбрасываемая резким импульсом, создает основной упор двигателя, а это в свою очередь заставляет судно двигаться на поверхности воды.

Водоводы находятся во внутренней части корпуса любой водометной подвесной лодки или катера с водометным движителем. То насколько может быть эффективен водометный двигатель, зависит в основном от того, какую форму имеют водопроводы, где они располагаются и какой конструкцией обладают водозаборники.

РРУ, во время совершения вращательных движений в горизонтальной потоковой плоскости, заставляет судно поворачиваться. В случае если поток перекрывается прямо из сопла, то водная струя делает поворот в обратную сторону, придавая судну обратный ход.

Водомет довольно часто забивается морскими водорослями. Когда они наматываются на импеллер и вал, то может произойти заклинивание механизма. Для таких случаев во избежание поломки системы, водометные лодочные двигатели предусматривают наличие на поверхности вала специальной шпонки. Можно открыть маленький люк удалить все водоросли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: