Западная Двина (Тверская область): погода и отдых. Исток реки и рыбалка в Западной Двине

Река Западная Двина течет через три страны –Белоруссию, Россию, Латвию, охватывая территорию (на западе) Восточно-Европейской равнины. Исток Вытекает из одноименного озера, которое располага

— Вот за что я люблю Двину! Не знаешь, что словишь! В любое время года!

— А я не гадаю, что она мне подарит. Заставляю подать то, за чем пришёл. Хотя не всегда получается. (Из отчётов)Западная Двина пересекает территорию Беларуси в своём среднем течении на протяжении более чем 300 км. В иные годы местами замерзает в первой трети декабря, но не полностью. А в феврале лёд достигает максимальной толщины, до 75 см., и остаётся таким до начала марта.

На всём протяжении в пределах Беларуси в реке обитают щука, окунь, плотва, лещ, жерех, карась золотой, голавль, сом, налим, сырть, уклейка, густера, судак, елец, попадается чехонь.

Рыбалка на Западной Двине

Рыбалка на Западной Двине по праву считается одной из лучших среди рек северо-востока Европы. Сама река на протяжении 1020 километров протекает через территорию трех стран: России, Латвии, Беларусии.
Размер и характер реки позволяют применять разные методы ловли, проводить эксперименты с прикормками, снастями и техникой проводки наживки. Начинается Западная Двина в Тверской области на Валдайской возвышенности и, направляясь на северо-запад, впадает в Рижский залив, образуя при этом обширную дельту. На всём протяжении в неё впадает около 12 000 рек и речек разного размера, которые, как правило, тоже берут своё начало в озёрах. После слияния с Торопой и Межой Западная Двина существенно расширяется и становится глубже, что позволяет развернуться спиннингистам. Вода, по большей части, чистая и прозрачная, нередко позволяющая видеть дно.

Обитающая рыба условно делится на две части: постоянная и проходная. Большое количество видов ихтиофауны — одна из приятных особенностей акватории, частично обусловлено большим количеством озёр. Среди постоянных обитателей, наиболее распространены:

Читайте также:  Ловля щуки на незацепляйки: техника и тактика (фото видео)

Несколько реже можно встретить:

Проходные виды представлены:

  1. Стерлядью
  2. Миногой
  3. Балтийским лососем
  4. Кумжой

Рыбачить на реке можно круглый год, чем и пользуются многочисленные поклонники этого вида отдыха.

Перспективные места

Разумеется, рыба распределена по акватории неравномерно, и, чтобы рыбалка былаудачной, имеет смысл прислушаться к советам бывалых рыболовов и обратить внимание на:

  • Скрытые ямы, которые иногда располагаются, в том числе на мелководье, в местах, где течение между камней резко усиливается. Заброс производиться несколько выше ямы. Здесь есть хорошая вероятность добыть голавля и леща. Иногда значительных размеров.
  • В жару рыба часто стоит на перекатах, где перепад глубин может достигать трех метров. Здесь может порадовать густера, плотва, голавль. Стаи здесь редки, в основном попадаются одиночки.
  • Заросли водорослей. Здесь частенько стоит довольно крупная плотва.
  • Окрестности островов по праву считаются отличным местом для ужения с лодки. При правильном подходе, кроме леща, голавля и судака, можно добыть даже сома.
  • Район плато. Вычислить такой участок реки лучше с помощью эхолота. Здесь рыба предпочитает держаться стаями.

В этот сезон, благодаря свое охотничьей активности хорошо ловятся:

Клёв становится интенсивней, когда рыба готовиться к нересту.

Рекомендуемые места

Несколько проверенных мест, которые рекомендуют бывалые рыболовы:

  • Рыбалка в районе Новополоцка, даёт шанс на поимку серьёзного леща, до 5 кг веса. Что любопытно, для этого не нужно сильно удаляться от города, рыба берёт прямо неподалеку от городского пляжа. Подходящая в этом случае наживка — опарыш. Кроме того, там же много густеры, плотвы и краснопёрки, которые держаться ближе к середине реки.
  • Неподалеку от Витебского моста отлично ловится голавль всевозможных размеров. А с помощью фидера можно выудить и жереха.
  • Окрестности деревни Рубы привлекают своими многокилометровыми пляжами и таким же дном, которое, в совокупности с сильным течением, служит излюбленным местообитанием голавля и жереха. Здесь же держатся щука и окунь вполне приличных размеров.
  • Если верить многочисленным восторженным отзывам с сети, то деревню Мазурино тоже не следует обделять своим вниманием. Здесь присутствует большое количество островков и перекатов — излюбленных мест обитания щуки, жереха, леща.

Наибольшей активностью летом на Западной Двине отличаются:

Кроме того, немаловажно, что в это время года вся река преображается и выглядит наиболее эффектно. Впрочем, иногда заросли растительности способны затруднить процесс ловли. Летом наибольшей популярностью пользуются места:

  • Возле д. Рубаново, где активно ведёт себя хищник.
  • Бешенкович. Если ловить на границе между медленными и быстрыми струями, можно поймать хороших окуней или крупного жереха.
  • Район с. Руба. На перекатах с прозрачной водой отлично идёт щука, окунь и плотва. Ловят тут как правило с берега.
  • Новый мост — лучшее место для ночной рыбалки на сома, некоторые из которых могут достигать впечатляющих размеров.
  • Любители удить судака не прогадают, если отправятся к деревне Комары. Ямы более чем десятиметровой глубины служат этой рыбе излюбленным убежищем.

В это время года река становится коварной и представляет реальную опасность неосторожным рыболовам, поскольку на её быстринах нередко встречаются вымоины во льду. Тем не менее, если относиться к вопросам безопасности серьезно и помнить, что минимальная толщина льда не должна быть менее 15 сантиметров, то и зимняя рыбалка может доставить удовольствие. Наградой за терпение и мастерство может стать неплохой улов, состоящий из окуней, щук, налима плотвы и жереха.

Советский период

В 1918 году в РСФСР был создан Отдел водных сообщений, который позднее был преобразован в Главное управление водных сообщений. Западная Двина относилась к Северо-Западному управлению Главода с центром в Смоленске. Все суда на реке были маломерными, поэтому национализации не подлежали. Национализированы были суда, принадлежавшие акционерным обществам.

В 1918 году пароходы «Герой», «Борец» и «Надежда» были захвачены немцами в Улле и затоплены в реке Ульянке до верхней палубы вместе с 15 барками, двумя пристанями и плашкоутом (широким несамоходным судном). После ухода немцев сотрудники Витебского районного управления водного транспорта Северо-Западной области при содействии местных жителей подняли пароходы и вылили воду. Суда были в очень плачевном состоянии, на них отсутствовали многие детали, особенно медные, потому пароходы были поставлены на ремонт.

Крушение парохода «Надежда» у Двинского моста

Кораблекрушение 27 апреля 1919 года

Заднеколесный однопалубный пароход «Надежда», построенный в 1892 году, курсировал между Витебском и Бешенковичами. Он мог перевозить до 300 пассажиров. Капитаном «Надежды» 25 марта 1919 года был назначен 67-летний житель Дисны Михаил Михайлович Козловский, который более сорока лет водил суда по Западной Двине и хорошо знал фарватер от Двинска до Дисны. Капитан был грамотным, скромным, религиозным человеком, умел работать, под судом не состоял, «роста был среднего, питания ослабленного, поведения, безусловно, трезвого». 27 апреля 1919 года в 9 часов утра пароход под управлением рулевого Якова Евдокимова прибыл из Бешенковичей в Витебск. Около двух часов дня он дал три свистка, после третьего скомандовал: «Ход вперед». «Надежда» отчалила от пристани пассажирским рейсом № 3 на Бешенковичи. Всего на ней в тот день было 242 пассажира, в том числе 5 детей. Пристань, от которой отправился пароход, располагалась у правого берега Западной Двины на расстоянии около 360 метров выше Двинского моста. Существовало два способа разворота судов. Чаще всего поднимались вверх по течению метров на 600-700 и там разворачивались, иногда делали это прямо от пристани, но судно не отвязывали.

Капитан Козловский же прошел всего несколько метров вверх по течению и начал разворот. Маневр сразу не удался, дойдя больше, чем до середины реки, он скомандовал задний ход. Руль не слушался, корму тянуло вниз, да и ветер был против движения. Задним ходом пароход дошел до устья Витьбы и там был дан ход вперед по направлению к мосту.

Читайте также:  Как засолить жереха в домашних условиях: быстрая засолка «под селёдку», как правильно посолить по-вятски в банке, и другие рецепты

«Надежда» навалилась боком на ледорез опоры моста. Капитан, некоторые пассажиры и члены команды полетели в холодную апрельскую воду, другие бросились на правый бок, чтобы вылезти на опору моста. Пароход накренился, зачерпнул окнами кают воду и стал тонуть. Погибло не менее 100 человек.

После тщательного изучения всех материалов комиссия[9] пришла к выводу, что капитан направил судно на ледорез без злого умысла, вследствие преклонного возраста и плохой погоды.

В качестве причин аварии отмечались нарушения в работе Витебского рупвода: использование аварийных судов, назначение на работу пожилых людей без медицинского осмотра и документов, отсутствие четких правил судоходства и знаний в области оказания помощи пострадавшим в аварийной ситуации. А много людей погибло из-за того, что в первые минуты после столкновения они не смогли покинуть каюты, открыть двери и иллюминаторы.

Военная флотилия

Создавалась с апреля 1919 г. по инициативе Витебского Военного комиссариата. По политическим соображениям Западнодвинская флотилия была названа Военной флотилией Советской Латвии. Командующим флотилии назначили Р. Бернгарда (апрель — май 1919 г.). Флотилия состояла из двух отрядов — Приморского с базой в Риге и Витебского с базой в Витебске. Приморский отряд должен был действовать у Риги и в низовьях реки до Штокмонгофских порогов, а Витебский — по всей остальной судоходной части реки.

Однако уже 22 мая 1919 г. германские войска выбили красногвардейцев из Риги, и Приморский отряд флотилии Советской Латвии оказался сначала в руках немцев, а затем — латышских военных.

К 12 апреля 1919 г. Витебский отряд состоял из пароходов «Лебедь» и «Орел»; моторных катеров «Буффало», «Полдень», «Осмо» и № 2; парового катера «Наяда»; моторных шлюпок № 1 и № 2. Из-за большой осадки пароходов «Лебедь» и «Орел» командование флотилии отказалось от них и настаивало на прикомандировании к флотилии пароходов Губвода «Борец» и «Валисса», катера № 6, трех барж и двух плашкоутов. На «Орле» и «Лебеде» предполагалось поставить по одной 47-мм пушке, на «Борце» — шесть пулеметов, на катерах № 6, «Полдень», «Осмо» и «Наяда» — по одному пулемету. 1 мая 1919 г. распоряжением командования Морских Сил пароходы «Борец» и «Валисса», катер № 6 и лайба № 302 (баржа) вошли в состав флотилии Советской Латвии.

В июне 1919 г. начальником флотилии был назначен Н. Н. Серебренников. Сама флотилия подчинена 15-й армии, но в боях не участвовала. 26 ноября 1919 г. на основании приказа Реввоенсовета республики бывший «Витебский отряд военно-речной флотилии Советской Латвии»

был переименован в
Западно-Двинскую флотилию
. База флотилии размещалась в имении Лукишки при впадении Лучосы в Западную Двину, на самом берегу Западной Двины. Командовать новой флотилией стал В. К. Новак, а 5 марта 1920 г. его сменил Г. М. Тырышкин.

К. 25 марта 1920 г. в состав флотилии входили:

  • четыре канонерские лодки, представлявшие собой переоборудованные заднеколесные пароходы[10]. На вооружении канонерок были 47-мм морские пушки Гочкиса и 37-мм автоматы Максима, изготовленные в 1918 г. на Обуховском сталелитейном заводе;
  • две плавбатареи (№ 5 и № 6), представлявшие собой переоборудованные несамоходные баржи, вооруженные каждая одной 76-мм пушкой обр. 1902 г. и двумя пулеметами;
  • сторожевое судно «Шестой» — переоборудованный пароход длиной 17,7 м; шириной 2,74 м; с осадкой 0,67 м. «Шестой» имел машину мощностью 35 л.с., позволявшую развивать скорость до 6 узлов. На вооружении имелся один 37-мм автомат Максима.

Кроме того, в состав флотилии входили четыре моторных катера (№ 1, № 2, «Буффало» и «Детка»), каждый из которых был вооружен одним пулеметом, два вспомогательных парохода и два винтовых буксира.

Позже состав флотилии пополнился четырьмя бронекатерами, захваченными на Каме у колчаковцев. Катера имели названия «Пантера», «Рысь», «Ягуар» и «Кугуар». Их водоизмещение составляло 15 т; размеры: длина 18,3 м; ширина 3 м; осадка 0,6 м; два бензиновых мотора мощностью по 72 л.с. позволяли развивать скорость 12 узлов. Вооружены бронекатера были одной 47-мм пушкой и одним пулеметом. В строй эти катера вступили 13 июня 1920 г.

Флотилия имела и десантный отряд численностью 250 человек при двух 76-мм горных пушках обр. 1909 г. и двух 37-мм автоматических пушках Маклена на колесных лафетах.

19 апреля 1920 г. в состав флотилии вошел 26-й воздухоплавательный отряд.

После 25 марта 1920 года, сразу после схода льда, канонерки поднялись по Двине выше Витебска и начали обстреливать из орудий сёла, которые саботировали лесозаготовки и сплав леса. На берегу усмирял население вооруженный десант.

30 апреля командующий 15-й армией телеграфировал командующему флотилией о нападении поляков. Флотилия вместе с десантным отрядом прибыла в Витебск. 13–15 мая флотилия помогала инженерным частям установить наплавные мосты через Двину у Полоцка и перевозила войска. Канонерская лодка «Двинск» двинулась на разведку в тыл полякам, но ниже Полоцка была обстреляна и вернулась.

Читайте также:  Троллинг щуки. ТОП-10 лучших воблеров для троллинга на щуку

6 августа командование Западно-Двинской флотилии получило приказ из Москвы об организации средствами флотилии и военно-речных сил на Висле и на всех реках западного театра[11]. Оставшиеся на Западной Двине четыре канонерские лодки и сторожевые суда до ноября 1920 г. были в полной боевой готовности, но поляки до Двины на сей раз не дошли.

В конце 1920 г. Западно-Двинская флотилия была расформирована. Однако с октября 1925 г. по январь 1926 г. на Западной Двине существовал отдельный дивизион бронекатеров, которые базировались в Витебске. Это были бронекатера «военного ведомства», переведенные на Западную Двину со склада в Николаеве, а в 1928 г. их перевели на Днепр.

Гражданский флот

В 1919 году было создано Витебское районное управление Западно-Двинского участка водного транспорта, имевшее 19 пароходов, а в 1921 году число судов и пароходов достигало 45 единиц. Постановлением Совета Труда и Обороны от 30 января 1923 г. было образовано Управление Северо-Западного государственного речного пароходства (с 1930 г. – Северо-Западного государственного речного флота), а 1 апреля 1923 г. открыто его Витебское агентство I разряда. Ликвидировано в 1931 г. в ходе реорганизации флота и передачи части его предприятий, действовавших на территории БССР, в состав новообразованного Днепро-Двинского речного пароходства.

В первые годы советской власти судоходство осуществлялось по Западной Двине от г. Велиж (ныне Смоленской обл., Россия) до г. Двинск (ныне г. Даугавпилс, Латвия). Предприятию принадлежали механическая мастерская, пристани Витебск, Бешенковичи, Улла, Сураж, Велиж, с 1930 и Витебский технический участок. В 1934 г. пристань была реконструирована, оборудован зал для пассажиров, проведено радио, устроена консультация, читальный уголок. С началом Великой Отечественной войны преобразовано в 1-ый военно-восстановительный отряд, осуществлявший перевозки для нужд фронта в верховьях Западной Двины и ее притоке Торопа.

1 июня 1944 г. начало работу Западно-Двинское эксплуатационное отделение

Днепро-Двинского военно-восстановительного управления. В 1944 году приступили к восстановлению своей ремонтной базы и пристаней, поднятию и починке затонувших судов, налаживанию перевозок грузов и пассажиров, участвовали в возрождении города.

С июля 1945 года отделение подчинялось Днепро-Двинскому управлению речного пароходства Наркомата (с 15 марта 1946 г. – Министерства) речного флота СССР, а с 4 ноября 1947 года – Витебскому областному управлению по транспортному освоению малых рек. С марта 1946 года Витебским областным управлением по транспортному освоению малых рек организованы регулярное судоходство и перевозка грузов по водным путям области, начаты строительство и ремонт малотоннажного флота, продолжались строительство и оборудование причалов и погрузочно-разгрузочных площадок, проведение путевых и береговых работ.

11 августа 1956 г. участок присоединен к Западно-Двинскому эксплуатационному участку речного флота, который 20 мая 1958 г. преобразован в Западно-Двинское районное управление речного флота. Упразднено 1 февраля 1966 г. с образованием на его основе Пристани Витебск

. С 1 января 1976 года пристань преобразована в
Порт Витебск
, переименованный 1 июня 1980 г. в
Речной порт Витебск
Главного управления речного флота при Совете Министров БССР. С 1 января 1980 года
Витебские судоремонтные мастерские
присоединены к Речному порту Витебск в качестве ремонтно-механических мастерских.

С 12 февраля 1987 года Витебский технический участок

Верхне-Днепровского бассейнового управления пути утратил статус юридического лица и стал функционировать в составе Верхне-Днепровского бассейнового управления пути (производственного объединения).

К 1990 году объемы перевозок грузов возросли до 2260 тыс.тонн в навигацию по сравнению с 80 тыс.тонн довоенного уровня. Такой рост обеспечивался за счет строительства судов различного назначения судоремонтными мастерскими: катеров, самоходных рейдовых барж, земмашин, пассажирских судов типа «Неман», брандвахт, понтонов, обстановочных судов, плавучих мастерских, плавперегружателей, барж, грейферных земснарядов. Более 160 единиц обстановочных судов были построены для бассейнов Волги, Енисея, Иртыша, Оби, Печоры, Волго-Донского и Московского каналов.

Пассажирские перевозки на протяжении от Велижа до Полоцка осуществлялись пятью теплоходами и двумя скоростными судами на воздушной подушке типа «Зарница». Пристань «Витебск» долгое время находилась возле Кировского моста, а судоремонтные мастерские у моста Блохина. На своем нынешнем месте в устье ручья Червенца на западной окраине Витебска порт находится с 1975 года, в 1980-85 годах в результате реконструкции образована акватория, построены механизированные причалы, цеха, административно-бытовой корпус, присоединены судоремонтные мастерские и возведено судоподъемное устройство.

30 июня 2000 г. порт переименован в унитарное транспортно-промышленное предприятие речного флота «Витебскречтранс» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. С 17 мая 2006 г. утратило статус юрлица и присоединено к Республиканскому унитарному эксплуатационно-строительному предприятию (РУЭСП) «Днепро-Бугский водный путь» в форме филиала РУП «Витебскводтранс».

В 2010 году возобновлено пассажирское судоходство на теплоходе «Витебск», с 2011 по Двине курсирует и второй теплоход «Северная столица».

Уникальный уголок России

Согласно экологическим стандартам, Западная Двина в Тверской области признана чистым районом и имеет соответствующую медаль как победитель Всероссийского конкурса. Здесь сто озер. Редко где на планете можно встретить такое количество водоемов на небольшой территории. В них так много рыбы, что без улова никто не остается.

Леса здесь называют «Берендеевым царством» за природные богатства: кабаны, медведи, лоси, тетерева – обычные объекты охоты. Красивейшие пейзажи радуют глаз.

Конные прогулки верхом – излюбленное развлечение знатоков конного спорта. Но и новичкам оно доступно. Грибов много, ягод тоже. По реке можно сплавляться на байдарках. Удивительная природа и комфортные условия на базах отдыха превращают походы в удовольствие.

Река Западная Двина

Издревле по берегам реки селились люди. Ученые считают, что начало заселения происходило еще в эпоху мезолита. Каких только названий за свою историю она не носила! Дина, Вина, Родан, Эридан… В пятнадцатом веке ее называли Самегальзарой (Semigals-Ara), поскольку племя земгалов считало ее своей водой. Буквально – «вода земгалов». Путь «из варяг в греки», опять-таки, проходил именно здесь.

Название «Двина» упоминается в рукописи Нестора. Исток Западной Двины в озере Корякино (Пеновский район Тверской области). Недалеко находятся истоки Волги и Днепра. Поэтому водный путь можно продолжить к Каспию или Черному морю. По имени реки назван и городок. Западная Двина протекает в России, Белоруссии и Латвии. Там ее название – Даугава, это крупная судоходная река.

Предполагают, что современное название водоему дали финноязычные племена. Переводится оно как «тихая». Здесь на самом деле очень спокойно.

Сплав по реке

Любители водного туризма могут пройти маршрут по Западной Двине, рассчитанный на два ходовых дня по майской воде. Течение в эту пору быстрое. Заброска отряда может осуществляться до озера Охват. Ширина реки здесь — от пятнадцати метров. Лесистые берега с красивыми валунами. Русло каменистое, с перекатами и порогами, которые несложно будет пройти на байдарке.

Постепенно приближаясь к одноименному городу, река Западная Двина расширяется, местами достигая пятидесяти метров. После Андреаполя она сильно петляет и течет по болотистой местности. Встречаются и плесы, и перекаты. Здесь можно увидеть синих птиц, летающих над водой – зимородков.

Читайте также:  Какие виды рыб обитают в Черном море — названия, фото и характеристика

Этот участок мало заселен. Получится отдохнуть от городской суеты.

Западная Двина в Тверской области – идеальное место для рыбалки. Природа здесь такова, что для всех любителей рыбной ловли, независимо от ее способов и видов, открыты практически неограниченные возможности. Все водоемы исключительно чистые. Раньше возле Андреаполя был химический комбинат, но теперь он, к счастью, заброшен.

Озеро Улин (восемь километров от города) имеет глубину до сорока метров. Здесь организовано рыбное хозяйство, специализирующееся на радужной форели. Кроме нее, в озере водятся налим, щука, линь. Озерный вид корюшки, называемый снетком, пахнет огурцом. Очень много ершей, есть плотва, лещ, карась. В районе водится больше шестидесяти видов рыб. В реках можно выловить хариуса, форель. Водятся сом и судак. Кроме того, озеро Савинское очень красивое.

Можно рыбачить самостоятельно, можно обратиться в РООиР за советами, чтобы наверняка удалась рыбалка. Западная Двина порадует не только рыбой, но и пейзажами. Синие воды речек, струящиеся среди лесов, костер и уха – это великолепный отдых.

История

Водные пути вплоть до постройки железных дорог были основными для перевозки грузов на Витебщине, несмотря на сложные условия для судоходства.

Глубина реки весьма изменчива, в иных местах она до 2 саж., а в иных всего 2½ фута. Кроме того судоходству много мешают пороги и мели; первые встречаются перед Дисной (Дисненские) и ниже ее перед Динабургом

[1]. Потом около Какенгузена и между Фридрихштатом и Ригою. Все эти препятствия допускают полное сплавное судоходство только весною; в остальное время суда должны непременно перегружаться. Взводное судоходство летом, по спаде вод производится на небольших лодках перевозящих больше иностранные, негромоздкие товары, но и этот промысел с проведением Рижско-Витебской железной дороги значительно ослабел. Пристаней на Двине много; при каждой из них грузятся товары и сплавляются в Ригу; между ними более значительные: Витебская, Диснинская, Дрисская, Динабургская, Бреславская, Якобштатская, Фридрихштатдская. Вообще сплавляются по Двине лен, пенька, хлеб в разных зернах и лес в досках, брусьях и бревнах в значительном количестве, а также и другие товары, составляющие предмет вывозной торговли, сосредоточенной в г. Риге, напр. смола, деготь. Вообще полагают, что по Двине в Ригу сплавляется всех товаров на сумму до 7—8 миллионов рублей.
Суда, употребляемые для сплава, суть по преимуществу барки, лодки и плоты. Oни ничем не отличаются от барок, лодок и плотов употребляемых на других реках, о которых, будет сказано ниже, а строят их в лесных уездах Витебской губернии и по преимуществу в Суражском, Велижском и других местах по правую сторону Динабурга[2]. (1880)

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» 1892:

Западная Двина протекает по Витебской губ. 80 вер. Ширина ее от 40 до 200 саж. Сплавное судоходство по ней весьма значительно, взводное незначительно. Для судоходства она свободна около 229 дней. Среднее вскрытие реки приходится на 4 апреля, среднее замерзание — 18-ое ноября старого стиля по 21 летнему наблюдению в Витебск. Средняя скорость течения — около 1,5 футов в секунду, а у «Бабьих порожек», в 12 верстах от Витебска, 3,5 ф. в секунду. По Западной Двине в пределах В. губ. было 9 пристаней. На них отправлено 51 т. пуд. ржи, а прибыло в Динабург 16 т. пуд. Овса отправлено 193 т. п., ячменя 34 т. п., соли 68 т. п.[3]

По Западной Двине из В. в 1888 году отправлено 26 тысяч пудов разного хлеба, 68 т. п. соли и 15 тыс. п. льняного семени. В В. прибыло по Западной Двине 36 т. пуд. дров и 4 т. пуд. хлеба[4].

Несмотря на развивающееся железнодорожное сообщение в 1880-х годах Товарищество «Витебское пароходство» открыло постоянное пароходное сообщение по Двине. Построенные в Риге на верфях судо-машиностроителього пароходы «Торопа», «Двинск», «Велеса», «Двина», «Волкота», «Силач», «Каспля», «Работник» и «Трудолюбивый» были спущены на воду с интервалом в несколько лет. Использовались они на перевозках пассажиров и грузов от Витебска до Велижа, а также до Бешенковичей и Уллы.

Левый приток Западной Двины, река Улла, в те годы был соединен судоходным каналом с рекой Березиной, то есть со всем Днепровским бассейном.

По данным переписи 1895 года паровой флот Западной Двины состоял из 104 судов. Из них 34 были пассажирскими, 16 – товарно-пассажирскими, 2 – товарными, 45 – буксирными и 7 служебными. 25 судов были колесными, а 79 – винтовыми. Рассчитан был флот на 8 663 пассажира. В качестве топлива использовались дрова и каменный уголь.

В 1900 году по обоим берегам Двины было устроено 250 причальных столбов на протяжении 5 1/2 верст в пределах Витебска[5].

По состоянию на 1905 год от Витебска до села Устье (устья реки Торопы — правого притока Двины, ныне территория Тверской области РФ) ходили пароходы «Двина», «Торопа», «Двинск», «Витебск», «Каспля» и «Межа». Пароходство принадлежало Роб. Рейнг. Эману. От Витебска до Двинска перевозки осуществляли З. Гиндин и Л. Рахмилевич. Пароходы: «Гигант», «Атлет», «Надежда», «Герой», «Силач», «Борец» и «Друя»[6]. Гиндин и Рахмилевич организовали акционерное «Первое Общество торговли и пароходства по реке Западной Двине». Устав Общества был утвержден 11 ноября 1908 года

Речные суда

  • «Витебск» пароход начал ходить в 1881 году по маршруту Витебск—Улла. Вниз по течению он плыл со скоростью 20 верст в час, а против течения – 12 верст в час[7].
  • «Надежда» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1892 «Ланге и сын» Рига. К 1900 году хозяин Л Рахилевич рейсы в районе Витебск-Дисна 30,4X5X0,6 96 лс 20/ 35/ 80 пассаж
  • «Межа» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1896 Kroll& Eulert,Memel. для W.Kleinberg,Riga стр № 44. К 1900 г хозяин Р Р Эман рейсы в районе Витебска 16 брт 19,8X4,8 X0,5 м; 50 л. с; 6 уз; 12/ 17/ 93 пассаж
  • «Каспля» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1897 Kroll& Eulert,Memel. Для W.Kleinberg,Riga стр № 45 к 1900 г хозяин Р Р Эман рейсы в районе Витебска 16 брт 19,8X4,8 X0,5 м; 50 л. с; 6 уз; 12/ 17/ 93 пассаж
  • «Гигант» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1897 Mantel, Riga. К 1900 г хозяин З Я Гиндин 27,4X4,3X0,6 м; 240 л. с; 6 уз. 21/ 38/ 180 пассаж
  • «Атлет» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1897 Ланге и сын Рига. К 1900 г хозяин Л Рахилевич рейсы в районе Витебск-Дисна 39,4X5,44X0,75 м 240 лс 21/ 38/ 180 пассаж
  • «Витьба» пассажирский деревянный беспалубный катер 1897 з-д Родионова, Рига. К 1900 г хозяин Р Р Эман рейсы в районе Витебска 6 л с 8 пассаж 6,86X1,82 X0,5 м
  • «Друя» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1897 Ланге и сын Рига. К 1900 г хозяева Л Рахилевич и З Гиндин рейсы в районе Витебск-Дисна 27,36X4,86X0,6 м 240 лс 18/ 30/ 70 пассаж
  • «Торопа» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1892 Lange und Sohn,Riga с 1935 «ИОСИФ БАРАНОВСКИЙ» с 1938 «ТЕЛЬМАН» построен по заказу «Пароходства по Западной Двине» базировался в Витебске. К 1900 г хозяин Р Р Эман 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 моб., вооружен и в сост. фл как РКЛ. 4.12.1919 перечислен ЗДФ. Участв. в гражд. в. (огневая поддержка и перевозка войск в 5-6.1920 – 22 5 1920 повреждена в бою с поляками – после ремонта в строй). 14.8.1920 разоружен и возврат Главоду. 14 10.1920 моб в ЗДФ, а 6.12.1920 после разоружения сдан Витебскому Рупводу как пароход — – в начале 30 – х гг в составе Днепровско – Двинского пароходства в конце 6 1941 утоплен германской авиацией на 51 – 52 км выше Витебска . 23,97X4,77X0,58 м; 64 л. с; 6 уз; (вначале 2 37 мм) 2-47-мм ор и 2 пул; 24 чел. 15/ 26/ 126 пассаж
  • «Двинск» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1894 г Lange und Sohn,Riga.с начала 30 – х гг «КОЛХОЗНИК» построен по заказу «Пароходства по Западной Двине» базировался на Витебск. К 1900 г хозяин Р Р Эман национализирован 8 2 1918 и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 1.5.1919 моб, вооружен и в сост. фл как РКЛ. 25.2.1920 перечислен ЗДФ. 20.8.1920 разоружен и возврат Главоду. 15.10.1920 моб в ЗДФ, а 6.12.1920 сдан Витебскому Рупводу как пароход. – в начале 30 – х гг в составе Днепровско – Двинского пароходства 7 7 1941 из – за невозможности отхода затоплен экипажем у пристани Улла на реке в 1945 поднят водолазами и после ремонта в строй осенью 1956 выведен из работы и сдан на слом 24,4X4,7 X 0,6 м; 51 л. с; 6 уз; 2-37-мм ор и 2 пул; 24 чел 17/ 27/ 125 пассаж[8]
  • «Борец» буксирно – пассажирский построен в 1897 Ланге и сын Рига по заказу Пароходства по Западной Двине базировался на Витебск к 1900 г хозяин З Я Гиндин 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 1.5.1919 моб., вооружен к 6 1919 и в сост. Фл как РКЛ.4.12.1919 перечислен ЗДФ. 26.7.1920 разоружен и возврат Витебскому Рупводу как пароход – в начале 30 – х гг в составе Днепровско – Двинского пароходства и вероятно вскоре после этого сдан на слом.32 брт 27,7 / 30,17 X5,49 X0,71 м; 140 л с л. с; 6 узл; 2-47-м м (первонач. 1) ор и 2 пул ; 24 чел.
  • «Велиса» построен 1898 г Kroll& Eulert, Memel. С 26 5 1938 «ЕНИСЕЙ» Для W.Kleinberg,Riga стр № 46 к 1900 г хозяин Р Р Эман 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 1.5.1919 моб., вооружен к 6 1919 и. в сост. фл. как РКЛ.4.12.1919 перечислен ЗДФ Участв. в гражд. в. (борьба с бандами в 9.1919, бон в р-не Полоцка и Дисны в 5.1920). 20.8.1920 разоружен и возврат Главоду. 10.10.1920 моб в ЗДФ, а 17.10.1920 сдан Витебскому Рупводу как пароход. – в начале 30 – х гг в составе Днепровско – Двинского пароходства 7 7 1941 из – за невозможности отхода затоплен экипажем у пристани Улла на реке в 1945 поднят водолазами и после ремонта в строй в 1956 выведен из работы и перестроен в бункеровочную базу – в 1971 сдан на слом и разделан в Витебске 16 брт 19,8 / 24,36X4,6X0,5 м; 50 л. с; 6 уз; 2-37-мм ор и 2 пул;’ 24 чел. 12/ 17/ 93 пассаж
  • «Волкота» (строился как «Витебск») заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1891 Lange & Sohn,Riga к 1900 г хозяин Р Р Эман 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23 .8.1919 моб. в сост. фл. 30.11.1919 возврат Витебскому Рупводу. 60 т; 28,6X4,6X0,5 м; 88 л. с; 6 уз;43/185 пассаж 19 чел. 15/ 26/ 126 пассаж
  • «Двина» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1892 Lange & Sohn, Riga к 1900 г хозяин Р Р Эман 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 моб. в сост. фл. 30.11.1919 возврат Витебскому Рупводу. 60 т; 23,5 / 25,64X4,6X0,4 м; 64 л. с; 6 уз
  • «Герой» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1892 г Mantel,Riga .к 1900 г хозяин З Я Гиндин 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 план ввести в состав фл как в/пх (1 47 мм) моб. как ТР 30.11.1919 возврат Витебскому Рупводу. 80 т; 27,4X4,3X0,6 м; 84 л.с; 6 уз. 18/ 30/ 70 пассажиров
  • «Силач» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1897 г. Lange & Sohn,Riga . к 1900 г хозяин З Я Гиндин 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 моб. в состав фл.28.9.1919. брошен экипажем и у м Уллы , но затем возврат и 3 11 1919 возвращаясь из Полоцка в Витебск напоролся на камень и выбросился на берег с пробоиной .70 т 25X5,2X0,8 м: 140 л. с; 6 уз; 20 чел 18/ 28/ 150 пассаж
  • Возможно? «Михаил», позднее «Ленин» заднеколесный товаро–пассажирский пароход построен в 1902 г. (Старое имя ? – возможно МИХАИЛ) 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 моб. в сост..фл. как ШК. 25.2.1920 перечислен в сост. ЗДФ. 1.3.1920 возврат Главоду. 3.4.1920 моб. в сост. ЗДФ. 6.12.1920 сдан Витебскому Рупводу. К середине 30 – х г на реке у Днепровско – Двинского пароходства 55 т; 30,1X3,9 X 0,71 м; 109 л. с; 7,5 уз; 22 чел.
  • «Работник» винтовой буксирный пароход построен в 1891 Lange & Sohn,Riga к 1900 г хозяин М В Нестеров район Рига – Усть – Двинск – Митава к 1917 г в районе Полоцк – Витебск 8 2 1918 национализирован и сдан Главоду с 11 6 1918 у Витебского Рупвода 23.8.1919 моб в сост. фл. 27.11.1919 возврат Главоду. 25.2.1920 моб. вновь и зач. в сост. ЗДФ. 8.6.1920 сдан Витебскому Рупводу. 45 т; 17,43/ 21X3,2X0,8 м; 80 л. с; 8 уз; 15 чел.

Районный центр

Районный центр – город Западная Двина – небольшой, но для любителей активного образа жизни там есть спортивный зал и спорт-бар, фитнес-центр. Можно посетить культурный центр и аттракционы. Остановившимся в гостиницах предоставляются дополнительные развлечения. Так что в плохую погоду точно не будет скучно. Этот город живет своей насыщенной жизнью, организовывает выступления творческих коллективов, выставки живописи. Здесь работают семнадцать кружков и секций по конному спорту для начинающих и опытных наездников, для девочек, мальчиков, взрослых.

В Западной Двине шесть гостиниц, в которых заранее можно забронировать номер по телефону. Тогда можно не беспокоиться о ночлеге. Кроме того, в районе работают семь баз отдыха, построенные на территории различных охотничьих хозяйств. В самом городе располагается три из них.

В городке Андреаполе находится гостевой дом от Общества охотников и рыболовов. На его территории можно бесплатно припарковать машину. В каждом номере ванная комната, чайник, телевизор и DVD-плеер.

Зимой здесь лыжный курорт, склоны для катания тут же. После пробежки на лыжах хорошо посетить сауну и посидеть на террасе, попивая чаек под очередной телевизионный сериал.

Платные места

Законодательство Беларуси в сфере платной рыбалки за последнее время претерпело существенные изменения, и количество водоемов с платной рыбалкой значительно выросло. Ниже вы можете ознакомиться с особенностями такой рыбалки и узнать о лучших рыбных местах.

Как поймать больше рыбы?

Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:

  1. Активатор клева. Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
  2. Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта.
  3. Приманки с использованием феромонов.

Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие наши статьи на сайте.

Новолукомльский рыбхоз

Несмотря на протесты местных жителей, новое руководство рыбхоза недавно сделало рыбную ловлю платной. Но в этом есть определенные плюсы:

  • водоем в ближайшее время будет зарыблен 50 тоннами щуки, судака и двух видов толстолобика;
  • были закуплены лодки и катера;
  • появились оборудованные стоянки для автомобилей и места для ночлега;
  • постепенно расчищаются подъездные пути к озеру;
  • в скором времени начнется строительство домиков для гостей, и их сдача в аренду;
  • снизилась активность браконьеров.

Обладателю путевки рыбхоза будет предоставлена автостоянка, подкорм, мангал и дрова. По отзывам постояльцев, новолукомльский водоем – весьма рыбное место. Здесь отлично ловится карп и карась. В общей сложности за один раз можно спокойно натаскать 3-4 килограмма рыбы.

Обратите внимание: на платное любительское рыболовство установлена квота – не более 56,6 тонн в год.

Рыбхоз Новинки

Рыбхоз располагается в живописном озерной части Поставского района Витебской области и является одним из лидеров по выращиванию прудовой рыбы: карпа, щуки, линя, судака, пеляди, пестрого толстолобика, европейского сома, белого амура. На предприятии организована платная рыбалка, есть возможность:

  1. Взять в аренду рыболовные снасти.
  2. Использовать необходимый инвентарь.

Рыбаки-любители едут сюда преимущественно за карпом, который водится тут в изобилии, также хорошо отзываются и о местном сервисе.

Особенности национальной охоты

Охотничья база «Диана» в Западной Двине строилась с учетом живописного пейзажа неподалеку от озера. Воздух целебный от аромата леса, пение птиц услаждает слух. Целью организаторов было создать условия для рыбалки, охоты и пеших прогулок. Проезжая по велосипедным тропам, можно любоваться природой. Прогулка на лодке по озеру создаст романтичную атмосферу. Здесь можно заниматься различными летними видами спорта, в том числе и верховой ездой. После прогулки или похода хорошо посетить баню.

Для тех, кто не любит убивать животных, есть стенд для стрельбы. Прогулку по окрестностям можно совершить не только на лошади или велосипеде, но и на квадроцикле. Зимой посетителей ждет лыжня, проложенная по заповедным местам. На тропе можно встретить животных, которых так много в лесах.

Охотиться можно самостоятельно или с егерем. Как тут не вспомнить известный фильм! Медведь, кабан, лось, лиса, заяц, вальдшнеп, селезень, тетерев, глухарь – все эти виды охоты разрешены и практикуются.

В парке-отеле «Дербовеж» принципиально проектировались деревянные дома для размещения туристов. Особый воздух и микроклимат, создающийся в исконно русской избе, не только манит колоритом, но и полезен для здоровья. Вместе с тем учтены потребности современного человека: душевые кабины и санузлы, баня. Интерьер в стиле деревенской избы. Нет обоев, только вагонка и цилиндрованное бревно.

Дом оборудован кухней для самостоятельного приготовления пищи. Есть холодильник, чайник и плита. Собранные днем грибы, пойманная утром рыба и охотничьи трофеи можно приготовить вечером за неторопливой беседой с друзьями.

После насыщенного дня спальня с широкой кроватью подарит глубокий, освежающий сон.

Отзывы охотников

Охота в районе богатая. Этому способствует пересеченная местность, болота, засохшие вырубки и лесные завалы. Все это, наряду с малой плотностью населения, создает отличные условия для размножения популяций зверя и дичи.

Охотники с гончими ценят, что для них сезон начинается раньше на две недели. Они радуются удачной охоте на зайца и лису. Зимой организовывается облава на кабана и лося квалифицированными егерями. Формируются группы. Можно сходить и на медведя.

Любителям самостоятельной охоты и рыбалки советуют посетить деревню Хлебаниху. До нее можно добраться через Великие Луки или спуститься по Западной Двине. Весной можно привезти домой вальдшнепа и селезня.

Весной

Подробнее: Рыбалка на Западной Днепре ВЕСНОЙ >>>

Март хорош для любителя, пока лёд толстый. На глубоких местах берёт живца щука. А кому престижнее поднять голавля, тот должен подождать, пока он проснётся. Вольный дух природы на речных просторах выше Крупенино дополняется обычно плотвой и окунями. Хотя внешне март на Двине – весна только по календарю, может произойти и раннее освобождение ото льда. У деревни Тюльки был недавний случай: большой льдины от берега. 11 рыбаков, сидевших на большой льдине у берега, поплыли по течению *fproryb* . Обошлось – помогла мобильная связь. Апрель весь в паводке, шуге, заторах, высокой грязной воде и нерестовых запретах. А май – время трудного выбора между весенним жором рыбы и заботой об огороде. Хочется, как говорится, и рыбку съесть, да и на посадки успеть.

Читайте также:  В Оренбуржье на Кумакском водохранилище во время рыбалки утонули четыре человека

Зимний отдых – это лыжи!

Недалеко от районного центра находится спортивная база «Мухино». Здесь низкие цены и отменная красота природы. По отзывам, сервис хороший, можно приехать с детьми. Работает недорогой прокат лыж. По сто рублей с человека, чтобы кататься без ограничений – это удобно.

На трассах различные горки и спуски, крутые подъемы лыжни. И очень красивая местность! Кружевные деревья в инее, ели в наряде из снежных шуб и шапок – все это радует глаз. Многие приезжают сюда из разных регионов страны. Можно остановиться в зимних домиках. Здесь всегда готова баня и полноценное горячее питание.

На трассе проводятся международные спортивные соревнования. Здесь тренируются даже олимпийские спортсмены. Но и новичкам не будет тяжело пройти маршрут из-за необычайно красивой природы, птиц и зверей. Их можно встретить в лесу.

Погодные условия

На отдых в Западной Двине погода почти не влияет. Охотников не испугает дождик, а лыжников мороз. Если приехала семья с детьми, то им найдется занятие под крышей: полный комплекс развлечений для этого случая предусмотрен. В конце концов, баня, сауна, спортивные залы и фитнес – это очень оздоравливающие занятия. На сайте города постоянно обновляются данные о погодных условиях. Для отдыха на выходных этого достаточно.

Приезжайте в этот чудесный уголок с семьей или друзьями в любое время года, в любую погоду. Западная Двина будет вам рада!

Рыбалка на Северной и Западной Двине

8 минут Автор: Игорь Карпов 616

Западная Двина по праву считается одной из наибольших рек северо-восточной Европы. Ее воды проходят через территорию России, Латвии, Беларуси. Длина составляет 1020 км.

Рыбалка на Западной Двине популярна как среди местных бывалых рыбаков, так и среди новичков, приезжих любителей. Разнообразие представителей рыбных семейств позволяет применять для ловли любые виды снастей, экспериментировать с прикормками, приманками, техникой проводки.

Примечания

  1. С 1802 года уездный город Витебской губернии. В 1893 году переименован в Двинск. 31 декабря 1917 года вышел из Витебской губернии РСФСР
  2. Судостроение и судоходство по рекам и озерам (из тома 2 «Истории корабля» Н. Боголюбова, 1880 г.)
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 6А (12). С. 557—562 — СПб., 1892.
  4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 6А (12). С. 562—565 — СПб., 1892.
  5. [file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/est_a_1684_1901_ocr.pdf Рижский торговый архив 1901 вып.1 С.76]
  6. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества 1905. С.329
  7. mishpoha.org
  8. В 1918 году был переименован в честь капитана «Иосиф Барановский», после ареста капитана стал называться «Стеклов» по партийной кличке Овшия Моисеевича Нахамкиса, после опалы последнего стал «Ежовым», после ареста наркома Ежова стал называться «Большевиком» [1]
  9. Первоначально расследование причин аварии было возложено на начальника витебской городской милиции Александра Реуцкого. А 28 апреля в Витебск прибыли специалисты из Смоленска: техник и юрист Управления водного транспорта Северо-Западной области (Севзапвода), которые организовали комиссию по расследованию обстоятельств аварии. Милиция не была привлечена к расследованию.
  10. Канонерка «Борец» была построена в 1897 г. в Риге. Длина 30,2 м; ширина 5,5 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 136 л.с. позволяла развивать скорость до 6 узлов. Вооружение: две 47-мм пушки и два пулемета. Канонерка «Велисса» построена в 1899 г. в Риге. Длина 24,4 м; ширина 4,6 м; осадка 1,02 м; машина мощностью 50 л.с., скорость хода 6 узлов. Вооружение: две 37-мм пушки и два пулемета. Канонерка «Двинск» построена в 1894 г. в Риге. Длина 24,5 м; ширина 4,72 м; осадка 0,6 м; машина мощностью 54 л.с., скорость хода 6 узлов. Вооружение: два 37-мм автомата Максима и два пулемета. Канонерка «Торопа» построена в Риге в 1892 г. Длина 24 м; ширина 4,8 м; осадка 0,6 м; машина мощностью 64 л.с., скорость хода 6 узлов. Вооружение: две 47-мм пушки и два пулемета.
  11. Во исполнении данных директив немедленно были сформированы штабы для каждого из речных отрядов, погружены в эшелоны техническое имущество, боевое снабжение, артиллерия (к этому времени прибыли 75/50-мм морские пушки), личный состав и часть плавсредств флотилии, а именно бронекатера «Рысь», «Пантера», «Ягуар» и «Кугуар» и два катера-разведчика для первоначального формирования отряда на одной из рек Западного фронта, в зависимости от обстановки, главным же образом, конечно, на Висле, куда бронекатера могли спуститься по Западному Бугу. Эшелон направился на Минск. 14–15 августа поляки начали контрнаступление. Но командование Западного фронта не считало кампанию проигранной и заявило командованию Западно-Двинской флотилии, что «поставленные флотилии задачи остаются прежними, но только откладываются на время до изменения обстановки». Чтобы эшелонам не возвращаться на Западную Двину, было признано более целесообразным спустить суда с платформ на реке Припяти или верхнем Днепре с тем, чтобы они, обслуживая фланг армии, опирающейся на этот район, по мере предстоящего выхода наших армий снова на Вислу, продвигались по речным системам через каналы в Западный Буг, Нарев и Вислу, образовывая вооруженные заслоны со стороны реки на указанном фронте. В этих целях эшелоны распоряжением фронтового командования были переброшены на Жлобин. В конце концов, после долгих мытарств четыре колчаковских бронекатера и катер № 1 в ноябре 1920 г. попали в Новороссийск и вошли в состав морских сил Черного моря.

Немного статистики

Исток Западной Двины находится в Тверской области, а конкретнее на Валдайской возвышенности, вблизи озера Корякино. После чего ее русло сужается до размеров ручья и входит в озеро Охват. Вытекая, пролегает через Витебск, а потом берет курс на северо-запад. За поселком Андреполь расширяется в русле местами до 50 м. Река образует большую дельту на участке впадения в Рижский залив Балтийского моря.

За счет притоков Торопы и Межи русло становится шире и значительно глубже. В этой части реки есть, где ловить любителям спиннинговой, фидерной ловли.

Отдельного внимания заслуживает чистота речной воды. Если приглядеться, то можно увидеть дно.

Растения и рыба

Берега покрыты лиственными и смешанными лесами, сосновыми борами, между которыми расположены сельскохозяйственные угодья и поля. В равнинах, которые часто встречаются в Смоленском регионе, находятся большие заболоченные участки. Среди деревьев преобладают ольха, осина, береза, сосны.

Представителей ихтиофауны в водах реки мало, поскольку она неглубокая, поэтому водятся обычные речные породы рыб. Большинство из них потом уходят в Балтийское моря. Это елец, судак, сом, уклейка, окунь, плотва, язь, ерш и др.

Где искать стоящие экземпляры рыб

Бывалые рыбаки советуют обращать внимание на такие участки водоема:

  1. Скрытые ямы. Зачастую располагаются даже на мелководье, где течение учащается между рядами камней. Если в снаряжении имеется эхолот, то вычислить их будет несложно. Заброс лучше делать выше ямы по ровному плато, где идет постепенное снижение дна. В этих местах можно поймать голавля, леща средних и крупных размеров.
  2. На перекатах. Обставлены большими валунами, за счет которых течение бьет сильной струей. Отличное место для ловли в летнюю жару. На отдельных участках перепады глубин могут колебаться от 1 до 3 м и более. Здесь водится плотва, густера, голавль, подлещик. В редких случаях получиться поймать хорошего леща. Но рыба здесь стоит не стаями, а одиночно.
  3. Заросли растительности. Имеется в виду не прибрежная зона, а водоросли на мелководье, которыми обрастает русло реки. Тут прячется плотва весом до 400 г и множество стоящего голавля.
  4. Вблизи островов. Считается подходящим местом для рыбалки с лодки летом. При наличии умений и правильной приманки тут попадаются лещи, судаки, голавли, крупные сома.
  5. В районе плато. Этот участок водоема отличается обширной глубиной, вычислить которую поможет эхолот и джиговая оснастка. Виды рыб разные. Стоят здесь стаями.

В части Западной Двины, что пролегает в Витебске, получится поохотиться за щукой, окунем со спиннингом на блесны-колебалки, резинки, виброхвосты. Делать это лучше в части расширения русла реки, поскольку глубина водоема будет увеличиваться.

Куда поехать на рыбалку?

Платная рыбалка преимущественно проходит на рыбхозах. Связано это с наибольшими возможностями у рыбхоза в устройстве водоемов. Однако, не на всех прудах можно остаться на рыбалку с ночевкой.

И вот, что нужно знать: Кормушка для фидера своими рукам

В Браславском районе располагается большое число арендованных прудов. На них за отдельную плату можно заниматься промышленным выловом рыбы для последующей реализации.

Можно рыбачить на любительских платных водоемах для рыбалки. Их насчитывается около сорока. На них можно рыбачить в любое время суток, ловить без каких-либо ограничений, оставаться на несколько дней. Но за это время разрешено ловить не более определенного заранее веса. В случае его переизбытка придется заплатить штраф.

Рыбалка в Витебске и Витебской области – это обилие рыбы, качественный семейный отдых и богатый улов. Чтобы рыбалка удалась, надо воспользоваться некоторыми советами. Например, многие рыбаки могут посоветовать наиболее популярные места для проведения отличного отдыха в совмещении с ловлей рыбы.

Ими являются:

  • Рыбное хозяйство «Новинки» – является отличным сочетанием «цена-качество». Первоклассный сервис, здесь всё оборудовано для комфортной рыбалки. Славится она очень богатым уловом. Отсюда не уезжает ни один рыбак с пустыми руками. Очень много карпа, в некоторых местах встречаются особенно крупные особи. Очень удобно, что можно взять на прокат различный инвентарь и рыболовные снасти;
  • Рыбная база «Новолукомолский». Здесь можно найти всё необходимое для активного отдыха. Желающие могут взять напрокат всё, что понадобится для приготовления шашлыка и ухи. Если есть желание остаться с ночевкой, то есть возможность переночевать в уютных апартаментах. Основной вид рыбы – это карп и карась;
  • Рыбное хозяйство Гайдуковка. Считается раем для любителей карпа. Можно назвать отличным сочетанием«цена-качество». Есть отличная возможность взять напрокат снаряжение для рыбной ловли и арендовать домик для ночлега. Кроме того, для ценителей кулинарии созданы все условия для приготовления вкусной ухи. Специалисты советуют именно в этом месте ловить рыбу на спиннинг, тогда есть вероятность поймать большую щуку;
  • База для рыбалки Птичь. Выделяется среди других баз удобным местоположением. Озеро окружено лесом, что придаёт ему особенную красоту. По отзывам опытных рыбаков, здесь водится очень вкусная щука. Встречаются небольшие карпы. В качестве наживки широко используются черви и любой другой вариант животного происхождения, поскольку большинство обитателей озера – хищная рыба.

Тут вы найдете аналогичную статью о рыбалке в Алматы.

Рекомендуемые места ловли на реке в разное время года

Любимые блюда речных жителей, как и их места стоянок с переменой погоды и температуры могут кардинально отличаться. Поэтому, чтобы ваша поездка не оказалась пустой тратой времени, рекомендуем ознакомиться с участками Западной Двины, где по опыту рыбаков водятся хорошие экземпляры.

Весенний сезон отличается активностью:

Чтобы испытать свои умения на практике рыбаки советуют ехать:

  1. В район Новополоцка. Здесь больше всего шансов поймать габаритного леща до 5 кг. Берет прям вблизи городского пляжа на опарыша. На середине русла много плотвы, красноперки, густеры.
  2. Возле нового витебского моста. Активно отзывается голавль разных размеров. Можно применить фидер и попробовать достать жереха.
  3. Вверх либо вниз по течению от деревни Рубы. Это место интересно 10 км песчаным дном, перекатами, сильной русловой струей. Поэтому нередко можно наблюдать бой жереха либо всплески голавля. Любит такие участки щука с окунем.

Летним трофеем считается:

К уловистым участкам относят:

  1. Район Рубаново. Наблюдается повышенная активность хищника. Рыба прячется в траве, на бистряке.
  2. Бешенкович. Граница между медленным и быстрым течением может принести крупного жереха либо окуней.
  3. Село Руба. Лучшее время – июль. Вода прозрачная повсеместно, что видно дно. Много перекатов. Ловится щука, окунь, плотва.
  4. Новый мост. Весь июнь ловят ночью сомов.
  5. Комары. Охотники за судаком ездят именно сюда. Дно укрыто ямами до 10 м глубиной.

Западная Двина довольно опасна для новичков в зимние месяцы. Без знания мест лучше не выходить на лед потому, что можно натолкнуться на вымоины. Их достаточно из-за участков с быстрым течением.

Если же вы уверены в покрытии и взяли с собой напарника можете попытать удачу в поимке:

Городская черта Витебска наиболее популярна в это время. Это объясняется ровным и надежным льдом. Пользуется спросом и Шевенский затон, где из озера Шевино в Двину впадает одна из приток. Здесь попадается на мормышку окунь, на жерлицы – щука до 3 кг. Грузик советуют брать вольфрамовый.

  1. Комары. Популярна ночная рыбалка на леща. Активна щука, жерех.
  2. Шевинка. Отмечают хороший клев окуней в этом районе. Наблюдаются жереховые бои. Попадаются ерши.
  3. Черта города Витебска. Рыбное место – соединение мелководья и канала. Тут обитает щука, жерех. Встречаются завидные сомы – до 26 кг.

Островщинский сельский совет

озеро СОЛОНЕЦ

Площадь. 0,48 км2.

Наибольшая глубина 3,4 м. Длина 1,43 км.

Наибольшая ширина 0,72 км. Длина береговой линии 4,22 км.

Объем воды 0,6 млн. м3.

Площадь водосбора 12,7 км2. В бассейне р.

Зап. Двина, за 20 км на 3апад от г. Полоцк, около д.

Литвинова. Склоны котлована высотой 2—5 м.

Берега низкие, местами заболоченные. На восточной части остров площадью.

0,2 га. Дно выслано сапропелем, прибрежная зона около западного и восточного берегов песчаная.

На северо-востоке вытекает р. Волынка.

Чем интересна рыбалка на Северной Двине

Северная Двина относится к числу крупных рек северной части России. Длина превышает 700 км. Большие притоки – Вага, Пинега, Вычегда.

Течение не постоянно. Его скорость то увеличивается, то уменьшается. Обусловлено вхождением в бассейн моря и влиянием приливов.

Рыбалка на Северной Двине радует рыбаков экземплярами:

Да и места позволяют без проблем выполнить заброс спиннинга. Берет в основном на воблер. Из техник отзывается на троллинг, твичинг.

На перекатах водится стоящий лещ. В прибрежной зоне активен окунь и мирная рыба.

Для новичков эта река станет хорошей практикой. Здесь можно усовершенствовать умения, получить новый опыт.

Какая рыба водится

Поэтому в реке присутствуют как постоянные, так и проходные рыбные жители.

Из постоянных встречается:

И это не полный перечень. Гораздо реже отзывается гольян, судак, ерш, елец, пескарь, угорь, хариус.

Среди проходных особей были выявлены:

Из проходных рыб стоит отметить: миногу, кумжу, балтийского лосося.

Рыбалка на реке не прекращается круглый год. Азартные мастера всегда охотятся за крупными трофеями хищников. Ценители же мирной рыбы тоже испытывают свои умения на практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: