Аккумуляторы для лодочных моторов: виды, особенности выбора и эксплуатации

В этой статье мы поговорим об источниках энергии для электрических катеров и лодок и попробуем самостоятельно выбрать аккумулятор для электромотора подобных плавсредств.

Резиновые лодки с веслами уже давно считаются прошлым веком. Самый популярный водный транспорт, который чаще всего используют любители рыбалки – это моторные лодки. Нередко владельцы лодок отмечают недостаточную мощность и слабый заряд мотора. Современные тяговые аккумуляторы для лодки обеспечивают продолжительный период работы плавательного средства, долго работают без подзарядки и неприхотливы в обслуживании. Главное – подобрать оптимальную модель, знать тонкости эксплуатации и технические характеристики батареи.

Содержание страницы

Особенности аккумуляторов для лодочных моторов

Особенностью эксплуатации АКБ для лодочных моторов является продолжительный разряд батареи. Чтобы обеспечить долгую работу электрического двигателя, аккумулятор должен иметь большую ёмкость, а, учитывая частые полные разряды батареи, — повышенную стойкость к глубоким разрядам.


На 6 вольт

Благодаря специально разарбонной технологии, удалось добиться устойчивости батареи к многократным полным разрядам. Кроме этого, более продолжительная работа заряженного устройства, позволит значительно увеличить дальность заплывов на лодке оснащённой электрическим двигателем.

Читайте также:  Марсианские пейзажи в Беларуси: Солигорские терриконы

Лучшие производители

Батарею какого производителя выбрать? Посмотрим на рейтинг ведущих производителей тяговых аккумуляторных батарей.

Bosсh

Аккумуляторы Bosсh давно зарекомендовали себя одними из самых лучших. Фирма Bosch начала выпускать аккумуляторные батареи в 1927 году. Этот бренд сделал огромный вклад в развитие АКБ, регулярно разрабатывая и внедряя полезные инновации.

Плюсы:

  • хорошее соотношение электрическая ёмкость/габариты;
  • длительный срок службы.

Минусы:

  • нестандартный размер корпуса;
  • высокая цена.

Medalist

Отличные аккумуляторные батареи из Южной Кореи под названием Medalist. Эти аккумуляторы делают на заводе Delkor, являющемся филиалом компании из США Johnson Controls.

Плюсы:

  • отличное качество;
  • малый вес;
  • длительный срок службы.

Минусы:

  • достаточно высокая стоимость.

Виды тяговых аккумуляторов для лодочных моторов

На рынке представлено огромное количество моделей тяговых батарей, которые можно использовать в качестве электрического силового агрегата для энергообеспечения как небольших плавсредств изготовленных из ПВХ, так и массивных металлических лодок. Такие изделия могут отличаться по габаритам, ёмкости и максимальному току разряда. Стоимость тяговых источников электроэнергии также может сильно разниться. На эту величины существенно влияет технология, по которой была изготовлена батарея. Современные изделия могут стоить в несколько раз дороже устаревших свинцово-кислотных батарей.

Как получить от лодочного аккумулятора бытовое напряжение 220 вольт на борту прогулочного катера

Отправляясь в поход или на рыбалку, мы берём с собой множество электронных устройств. Телефон, рация, эхолот, навигатор – всё это требует питания. Хорошо, если подобным девайсам достаточно напряжения аккумулятора. А как быть, если необходимо взять с собой устройство, требующее обычной бытовой сети 220 В?

В этом случае нас выручит преобразователь, или, как его ещё называют, инвертор, который совсем несложно найти в любом соответствующем магазине.

Единственно, выбирая подобное устройство, необходимо учесть следующие факторы:

  1. Входное напряжение преобразователя должно соответствовать напряжению батареи.
  2. Если предполагается питать электродивгатели переменного тока или аппаратуру с трансформаторным питанием, то преобразователь должен выдавать синусоиду частотой 50 Гц. Большинство же бюджетных инверторов выдают меандр, или так называемую «модифицированную синусоиду».
  3. Выходная мощность должна быть выше мощности подключаемой нагрузки.

Важно. Не следует покупать преобразователь с большим запасом по мощности – КПД такого устройства при работе на небольшую нагрузку будет ниже. Оптимальный запас по мощности – 10-20 %.

Можно ли использовать автомобильные АКБ

Использовать аккумуляторы, предназначенные для установки в автомобили категорически не рекомендуется. Такие изделия очень чувствительны к глубокому разряду и могут полностью выйти из строя даже при однократном использовании в качестве тягового устройства. Кроме того обслуживаемые АКБ не являются герметичными, что может привести к разливу электролита, который способен разъесть корпус металлической лодки.


Литиевая

Читайте также:  Карта рыболовных мест Вологодской области. Описание и Фото | Отзывы

Можно ли обслужить необслуживаемые аккумуляторы

Теоретически обслуживать необслуживаемые аккумуляторы не нужно – достаточно контролировать степень их зарядки и правильно эксплуатировать. Тем не менее некоторые умельцы умудряются восстановить уровень электролита и в необслуживаемых конструкциях. Речь идёт об аккумуляторах с жидким электролитом.

Как проверить уровень электролита и при необходимости долить воду? Многие предлагают производить контроль при помощи встроенного ареометра. Дескать, если он постоянно белый, независимо от степени зарядки аккумулятора, то уровень однозначно низкий – зелёный и красный шарики не могут всплыть независимо от плотности электролита. Но это не всегда так, поскольку ареометр встраивается в одну банку, а их 6 и уровень в каждой из них свой. Поэтому контроль по ареометру – лишь дополнительная информация к размышлению, а не точный показатель уровня. Основной показатель – катастрофическая потеря ёмкости.

Полезно. Некоторые батареи имеют полупрозрачный корпус. Оценить уровень электролита в банках таких батарей можно, просветив его фонариком.

Если наша батарея быстро садится, то велика вероятность, что уровень электролита в ней мал. Это, конечно, тоже не сто процентов – возможно, что пластины в батарее засульфатировались или вообще развалились. Но попытка – не пытка, поскольку всё равно аккумулятором пользоваться невозможно. Поможет – хорошо. Нет – хуже не будет.

Прежде всего необходимо определить места на крышке, где будем сверлить, чтобы не просверлить газоотводные каналы. Сделать это несложно – и каналы и места технологических отверстий хорошо просматриваются на крышке.

Берём дрель со сверлом диаметром 5 мм и аккуратно высверливаем отверстия. Сверлим без фанатизма, чтобы не пробуравить пластины. Такой диаметр отверстий выбран для того, чтобы замерить уровень электролита и его плотность можно было обычным автомобильным ареометром.

Теперь делаем всё то же, что делали бы с обычной обслуживаемой. Берём ареометр и замеряем уровень электролита во всех банках. Он должен быть выше пластин примерно на 10 мм. При необходимости доливаем дистиллированной водой и ставим на зарядку, в процессе которой контролируем плотность.


Долитый аккумулятор на зарядке (самодельные пробки уже установлены)

Если мы собираемся и дальше обслуживать батарею, то закрываем отверстия пробками подходящего диаметра. Если нет, отверстия можно запаять пластмассой, замазать тёплым гудроном и т. п.


Здесь отверстия залиты кислотостойким герметиком

Что касается гелевых и AGM аккумуляторов, то их обслужить подобным образом не получится хотя бы потому, что состояние и уровень электролита в пористом сепараторе и, тем более, в геле невозможно. Ну а о литиевых батареях вообще речь не идёт – делать в них дырки и лить воду – чистое самоубийство. Горят они не хуже термита и взрываются, как осколочные гранаты.

Читайте также:  Первые: подробности о заболевших коронавирусом в Измаиле (видео)

На что обратить внимание при выборе АКБ для лодки

При выборе нового аккумулятора для лодки рекомендуется вначале обратить внимание на тип батареи и её вольтаж. Определить принадлежность батареи к категории тяговых устройств можно по обозначению на корпусе. Если изделие предназначено для эксплуатации в таком режиме, то маркировка аккумулятора должна содержать следующие обозначения: PzS и PzV. На лодки устанавливаются тяговые устройства с напряжением питания 12 или 24 вольта, поэтому следует внимательно выбирать изделие по этому параметру.

Ёмкость аккумулятора для катера будет напрямую зависеть от мощности электромотора. Мощность электромотора для лодки наиболее часто выражается в фунтах. Примерное соотношение мощности лодочного двигателя к ёмкости аккумулятора 1/1. То есть на каждый фунт тяги электромотора будет потребляться 1 ампер ёмкости аккумулятора. Например, электромотор WaterSnake T18 при тяговой мощности 18 фунтов полностью разрядит аккумулятор ёмкостью 55 А/ч в течение 3 часов.

Как определить, сколько времени проработает на одном заряде

Казалось бы, задача элементарная. Предположим, у нас 12-ти вольтовая батарея ёмкостью 60 А·ч и электромотор на 12 В мощностью 250 Вт. Рассчитываем ток, потребляемый мотором:

250 / 12 = 20,8 А

Теперь мы можем рассчитать время работы мотора от полностью заряженного аккумулятора:

60 / 20,8 = 2,88 ч или 2 часа 50 минут

Но это абсолютно неверно, поскольку количество энергии, которое может отдать аккумулятор, зависит от разрядного тока. Иными словами, ёмкость батареи зависит от тока разряда. Именно поэтому в характеристиках тяговых аккумуляторов указывается номинальная ёмкость при определённом времени разряда. Обычно это 5, 10, 20 или 100 часов. Обозначается этот параметр как С5, С10, С20, С100 соответственно.

Рассчитаем ток, протекающий через нагрузку при 20-ти часовом, к примеру, разряде:

I20 [А] = E20 [А/час] / 20 [час]

Значит ли это, что при 15-минутном (1/4 часа) разряде ток будет равен E20 х 4? Нет, поскольку ток разряда и время разряда свинцового аккумулятора не пропорциональны друг другу. При 15-минутном разряде ёмкость свинцового аккумулятора обычно составляет чуть менее половины номинальной ёмкости.

Для того чтобы рассчитать ёмкость аккумулятора для произвольного тока разряда, необходимо воспользоваться законом Пейкерта, который установил, что ток и время разряда имеют степенную зависимость:

Ip * T = const

Здесь p – число Пейкерта – показатель степени, постоянный для данного аккумулятора или типа аккумуляторов. Формула Пейкерта действует и для современных герметичных свинцовых кислотных аккумуляторов. Для свинцовых аккумуляторов число Пейкерта лежит в диапазоне от 1,15 до 1,35. Величину константы const можно определить по номинальной ёмкости аккумулятора. После нескольких преобразований получим формулу для ёмкости аккумулятора E при произвольном токе разряда I:

Е = Eн * (Iн / I)p-1

Здесь Eн – номинальная ёмкость аккумулятора, а Iн – ток разряда, при котором задана номинальная ёмкость (обычно ток 20-часового или 10-часового разряда). Рассчитав ёмкость батареи для требуемого тока разряда, мы можем вычислить время работы мотора, разделив полученное значение ёмкости на ток разряда.

Нередко производитель к сопроводительной документации на тяговые аккумуляторы прилагает уже готовую таблицу разных значений времени работы для тех или иных разрядных токов.


К этим батареям производитель приложил таблицы отношений времени работы к разрядному току

Популярные производители и их особенности

Тяговые аккумуляторы стоят значительно дороже стартерных автомобильных батарей, поэтому для того чтобы не ошибиться с выбором изделий рекомендуется приобретать продукцию известных производителей. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются следующие бренды тяговых изделий:

  1. Радиотех – тяговые литиевые батареи от отечественного производителя не уступают по своим характеристикам лучшим импортным образцам. Изделия стоят недёшево, но учитывая небольшой вес, высокую ёмкость и низкий уровень саморазряда, достаточно будет 1 раз приобрести такой источник электроэнергии, чтобы затем в течение нескольких лет не задумываться о необходимости замены батареи. Изделия подходят как для установки на небольшие надувные лодки, так и для использования на мощных катерах на электрической тяге.
  2. Varta – тяговые аккумуляторы от известного немецкого бренда имеют очень хорошие показатели мощности и устойчивости к глубоким разрядам. Изделия выпускаются с различными вольтамперными характеристиками, поэтому подобрать подходящее изделие для любого лодочного электромотора не составит большого труда.

Изделия перечисленных брендов являются самыми надёжными, а разнообразие моделей позволит выбрать тяговый аккумулятор, как для небольшой резиновой лодки, так и для многоместного катера, работающего на электрической тяге.

Аккумуляторные батареи с необычным электролитом: GEL и AGM

Аккумуляторные батареи для лодок могут иметь различные обозначения. Помимо указания производителя и наименования модели, маркируется еще технология изготовления. Как правило, она обозначается буквами GEL или AGM. Гелевые лодочные АКБ (GEL) заполнены особым электролитом, который обладает малой текучестью. Густая консистенция, внешне похожая на желе, позволяет аккумулятору полноценно работать даже при установке его под большим наклоном. Это очень удобно в случае эксплуатации батареи в целях обеспечения электроэнергией съемного мотора для мелкого судна.

Маркировка AGM говорит о несколько ином составе электролита. Такие аккумуляторы для лодочных моторов заполнены материалом со стекловолокнистой основой, пропитанной жидким электролитом. Данная технология, так же как и в гелевой разновидности, не позволяет текучему веществу свободно перемещаться внутри батареи, что дает возможность использовать ее даже на водном скутере.

Лодочные АКБ, изготовленные по технологии AGM и GEL, имеют схожую конструкцию. Многие модели, представленные на российском рынке, которые называются гелевыми, по сути являются AGM аккумуляторами. Дело в том, что обе разновидности относятся к свинцово-кислотному классу батарей, отличаясь лишь составом электролита. В герметичный пластиковый корпус помещаются свинцовые пластины, промежутки между которыми заполняют раствором серной кислоты (электролитом). Современные лодочные аккумуляторы AGM между пластинами имеют пористый материал, который, впитывая серную кислоту, сам становится электролитом. А батареи с маркировкой GEL заполняются густым составом.

Как правило, аккумуляторы для водных транспортных средств имеют максимальный уровень отдачи электроэнергии. Это обусловлено необходимостью длительного обеспечения электродвигателя без подзарядки. Имея менее емкие батареи, катера и другие суда не были бы рассчитаны на длительные прогулки вдали от берега. Ведь все жизненно необходимые системы водного транспорта, такие как навигация, управление и другие работают только при наличии электроэнергии. Поэтому лодочные АКБ намного превосходят по своим показателям обычные батареи.

Распространенные варианты

В продаже можно встретить множество видов тяговых аккумуляторов. В качестве активного вещества для накапливания электрической энергии может использоваться жидкость или гель. Наибольшее распространение получили следующие варианты АКБ:

Читайте также:  Полтава, и Полтавская область — прогноз клева

  1. Свинцово-кислотные WET с жидким электролитом. Они применяются на протяжении последних десятилетий. Источники питания Са/Са часто используются только для пуска двигателя. На протяжении многих лет в качестве основного материала при изготовлении применяли сурьму, но она негативно сказывалась на уровне электролита при длительной эксплуатации. В последнее время пластины изготавливаются из свинца с кальцием. Главное достоинство этого типа — низкая стоимость, однако глубокий разряд может привести к частичному или полному износу пластин. Специалисты рекомендуют следить за уровнем заряда и восполнять его при серьезном падении.
  2. Источники энергии типа GEL и AGM. Тяговые гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов, характеризующиеся более высокими эксплуатационными характеристиками. Электролит, представленный сочетанием воды и кислоты, создают в виде геля с добавлением различных присадок. При изготовлении пластин применяется современное стекловолокно. Подобные источники энергии в последнее время используются часто, так как обеспечивают длительное питание электромотора. Электролит в виде геля может выдерживать глубокий разряд, способен выдавать высокий пусковой ток. Аккумуляторы с ним не требуют обслуживания, при заряде или эксплуатации не выделяются газы. Подобные АКБ считаются самым дорогим предложением и не выдерживают длительного перезаряда. Для зарядки устройства рекомендуется использовать специальное приспособление.
  3. Литий-ионные источники питания появились в продаже относительно недавно. Пока технология их производства не до конца отлажена, поэтому подобные батареи постоянно совершенствуются. Многие модели имеют встроенный контроллер, который позволяет исключить вероятность перезарядки. Литий-ионные модели характеризуются высокой энергоемкостью и не нуждаются в обслуживании, так как в качестве активного вещества не применяется электролит. Очень низкий показатель саморазряда — около 10% — позволяет хранить батарею на протяжении длительного периода. В процессе зарядки при применении специального устройства 80% емкости набирается в течение 1 часа. Подобный источник энергии характеризуется небольшим весом и малыми габаритами. Среди недостатков отмечается высокая стоимость.

Преимущества и недостатки

Рассмотрев 2 основных типа аккумуляторов на лодку, пройдемся детальнее по их характеристикам и выявим их сильные и слабые стороны.

Итак, преимущества технологии AGM

  • Доступная цена и большой выбор. Аккумуляторы такого типа, как правило, широко представлены в начальном ценовом диапазоне, однако AGM батареи присутствуют и среди дорогих моделей.
  • Большой срок службы. Если ходить на рыбалку каждые выходные в течение года, то аккумулятора должно хватить на 7 лет, минимум. Количество циклов зарядов-разрядов в среднем более 800.
  • Герметичность позволяет заряжать аккумулятор без выделения опасных веществ.
  • Возможность положить аккумулятор на бок. Еще одна полезное свойство герметичности, при этом не рекомендуется переворачивать предмет вверх дном.
  • Отсутствие необходимости ухода за аккумулятором.

А вот её минусы

  • Невозможность хранить аккумулятор в полностью разряженном состоянии. В отличие от GEL глубина разрядки у стекловатного типа аккумуляторов не должна превышать 20-30%.
  • Уменьшение напряжения на морозе. На холоде батарея будет выдавать чуть меньшее напряжение. Это может сказаться на эффективности работы мотора.

Теперь рассмотрим плюсы GEL

  • Более низкий уровень разрядки при простое. Если заряженный аккумулятор никак не используется, через месяц можно ожидать разрядку не более 5%, что является хорошим показателем.
  • Способность к глубокой разрядке (Deep Cycle).
  • Стойкость к крайним температурам. От -30 до + 60.
  • Улучшенная защита от вибраций. Полезна во время сильных волн.
  • Еще более длительный запас циклов-часов. С отдельными моделями гелевых аккумуляторов вы сможете зарядить прибор более 1000 раз.

В целом все свинцово-кислотные аккумуляторы имеют общие недостатки

  • Большой вес. Примерно около 30 кг, навороченные модели могут весить на десятки килограмм больше.
  • Чувствительность к превышению разряда. Он не должен быть более 25%.
  • Неэкологичны. После использования присутствует необходимость в специальной утилизации.

Основные правила эксплуатации

Любой аккумулятор для лодочного мотора требует к себе такого же ухода, как и автомобильная АКБ.

Правила достаточно простые, и при их соблюдении батарея прослужит максимально долго:

  • все манипуляции с аккумулятором проводятся только после его выключения;
  • при уходе за аккумулятором его рекомендуется вынуть из лодки и переместить на сушу, желательно, на ровную поверхность, чтобы предотвратить его падение;
  • если АКБ подсоединяется к лодочному мотору, следует применять только самые лучшие крепления, во избежание падения аккумулятора за борт лодки;
  • время от времени нужно проверять, надежно ли соединены все контакты, не допуская, тем самым, дополнительного нагрева, токоутечки, либо окисления;
  • применяемые устройства для зарядки должны соответствовать исходным параметрам напряжения и тока аккумулятора;
  • следить за тем, чтобы во время движения не произошло короткого замыкания на клеммах батареи.

Сделать выбор подходящего аккумулятора на современном этапе легко, потому что есть ходовые модели, адаптированные специально для моторов небольших суден. Важно правильно использовать приобретенный аккумулятор. Это не требует никаких особенных навыков, но является необходимым условием для того, чтобы батарея работала как можно лучше и долго не нуждалась в замене на новую.

Рейтинг моделей с ценами

Выбирая тяговый аккумулятор, вы должны смотреть на его емкость (A/ч), долговечность (циклов заряда), минимальное напряжение (V) и температурные условия (°C).

Весь рынок тяговых аккумуляторов условно можно поделить на 3 категории:

  • От 4 до 12 тысяч рублей. Такие аккумуляторы довольно неплохие, они имеют среднюю емкость (от 70 до 100 А/ч), устойчивость к вибрации и среди них попадаются модели глубокого разряда. Касательно технологии и типа, гелиевых аккумуляторов в данном ценовом диапазоне встречается немного. В основном это AGM-модели. Причем тут стоит опасаться так называемых кальциевых аккумуляторов. Это тот же свинцово-кислотный аккумулятор, только с добавлением кальция в качестве примеси к свинцу. Сложилось мнение, что после глубокой разрядки, данный тип аккумуляторов уже не восстанавливаются. Поэтому, если вы планируете разряжать ваш прибор полностью, лучше загляните в следующую ценовую категорию
  • От 12 до 20 тысяч рублей. Сюда уже попадают и гелевые модели. Именно их мы рекомендуем для лодочных электромоторов. Они прочны, стабильны при самых низких температурах, выдают хорошее напряжение, что важно для мощности мотора. Отдельно отметим их емкость – от 100 до 150 А/ч. Но, если вы планируете долгую рыбалку, и хотите взять модель с улучшенной емкостью вам подойдут модели от 20 тыс. руб.
  • От 20 до 40 тысяч рублей. Это самые топовые аккумуляторы для электромоторов на российском рынке. Их отличает большой пусковой заряд, почти сравнимый со стартерами, и громадный объем емкости (от 150 до 245 А/ч). А некоторые из них, вдобавок ко всему содержат резервную емкость.

Зарядные устройства

Как уже было сказано, тяговые не терпят перезаряда. Нужна сила тока, равная 10% от емкости. Полная зарядка длится 9-10 часов, то есть день проплавали, на ночь ставим заряжать. Как видим, требуется особый режим заряда (сила тока и время), поэтому для таких аккумуляторов необходимы специальные зарядные устройства. Они автоматически поддерживают ток на заданном уровне и выключают питание при достижении максимального заряда. При этом сами зарядки должны быть оснащены вентилятором, защищающим их электронные платы от перегрева.

Вы можете установить более высокие параметры силы тока, и он будет заряжаться быстрее, но это отрицательно скажется на сроке службы батареи.

Анализ пожеланий рыбаков и туристов.

Что у рыболовов, что у туристов требования к энергоустановке лодки примерно одинаковые. Все хотят плавать далеко, быстро, безопасно и не напрягаться при перевозке и сборке транспортного средства для отдыха . Лодочный электромотор как основной двигатель лодки в сочетании с индикатором разряда батареи и экономайзером расхода электроэнергии и безопасным аккумулятором , способен во многом удовлетворить эти пожелания. При весе 2-7 кг, он практически не требует сервисного обслуживания, обладает огромным ресурсом, обеспечивает в зависимости от типа лодки максимальную скорость 4-7 км/ч. Классическим источником энергии для такого электромотора является аккумулятор. Важно, что запас хода, по мнению большинства рыболовов и туристов, должен быть не менее двух часов, при максимальной мощности потребляемой электромотором и четыре часа при половинной. Кроме того, вес батареи в 20кг. считается весьма утомительным. Стандартный путь аккумулятора троллингового мотора — от дома до автомобиля, от автомобиля до лодки, и соответственно в обратную сторону. И автомобиль может стоять в сотнях метров от дома и уж тем более расстояние от авто до места загрузки батареи в лодку, легко может достигать сотен метров, особенно во время весенних паводков. Каждому, кто хоть раз тащил домой для зарядки автомобильный аккумулятор, известно насколько это утомительная затея, а ведь это всего 15-16кг. Хотелось бы, чтобы аккумулятор был не обслуживаемым, то есть попользовался и забыл до следующего сезона, то есть не нужно проделывать процедур типа дозарядки. Каков выбор на сегодня? Основные варианты выбора это свинцово-кислотный, гелевый аккумулятор, литий-ионный (Li-ion) аккумулятор, литий-полимерный аккумулятор (Li-pol), литий-железо-фосфатный аккумулятор. Далее будут рассмотрены батареи для самых распространённых, и поэтому недорогих лодочных электромоторов с максимальным потребляемым током в 30А и номинальным напряжением питания 12В. В разряд таких троллинговых электромоторов попадают модели: Minn Kota Endura 30 C2, Moratti Buddy 18, Moratti Buddy 30,Haswing Osapian 30, WaterSnake FWT30TH, WaterSnake T18, WaterSnake T24, Flover 33 F и тд. Надувная рыболовная лодка или туристическая байдарка с таким мотором при токе 15А (при использовании ШИМ регулятора) будет двигаться со скоростью 4-5 км/час. Исходя из желательного времени движения с максимальной скоростью 2часа, далее будем рассматривать батареи разных типов ёмкостью 60-80Ач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: