Отдых на воде пользуется огромной популярностью. Это отличный способ провести выходной с друзьями или семьей. Для такого отдыха не обойтись без плавательного средства, которое пригодится и любителям рыбалки. Надувная лодка, конечно, может использоваться для отдыха на воде, но является недолговечной, неудобной и неустойчивой. А покупка деревянного или металлического изделия обойдется достаточно дорого. Отличным решением в таком случае станет изготовление лодки из фанеры своими руками. Сделать ее можно на основе уже готовых чертежей или спроектировать по индивидуальным размерам. Для изготовления потребуются минимальные столярные навыки, доступные инструменты и материалы.
Лодка из фанеры
Содержание страницы
- 1 Составление чертежа
- 2 Кружки на щуку своими руками из бутылки
- 3 Оргвопросы
- 4 Азбучные истины
- 5 Характеристики со сравнительным анализом
- 6 Материалы и инструменты
- 7 История создания
- 8 Затем обшиваем транец и дно лодки
- 9 Снабжение
- 10 Примечания
- 11 Вывод
- 12 Терминология
- 13 Представители
- 14 Фанера
- 15 Современное состояние
- 16 Требования условий эксплуатации
Составление чертежа
Составление чертежа фактически самый главный этап постройки судна. В отдельных случаях рекомендуется использовать чертежи, выкладываемые на сайтах и находящиеся в открытом доступе. Но и здесь необходимо проявлять максимальную внимательность и представлять все этапы роботы и составные элементы судна.
Масштабный чертеж рекомендуется строить на миллиметровой бумаге, такое построение позволит просчитать все детали корпуса.
Этап построения общего эскиза чертежа можно представить следующим алгоритмом:
- проводится осевая или диаметральная плоскость, это линия, делящая корпус по длине на две равные части. Поскольку лодка имеет симметричное изображение, то чертеж требует идеальной подгонки всех элементов.
- диаметральная плоскость (ДП) делится на одинаковые отрезки, это будут места расположения шпангоутов;
- вычерчивается вертикальная проекция лодки и проекция вид сверху;
- по поперечным линиям вычерчиваются планы шпангоутов;
- проверяется согласованность расположения и масштабы всех элементов.
- Составленный эскиз шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1, чертеж вычерчивать в таком масштабе рекомендуется на жесткой бумаге или картоне, делается это для облегчения переноса на фанеру или дерево.
- Плавность изгибов рекомендуется производить по отмеченным точкам с помощью металлической линейки, от борта к килю.
Полученный чертеж после складывается по диаметральной плоскости и проверяется на симметричность. Обе стороны должны идеально повторять контуры друг друга.
Читайте также: Рыбалка на раскатах дельты Волги в Астраханской области
После проверки симметричности всех деталей они переносятся на картон. Такой картонный шаблон необходим для облегчения изготовления элементов из дерева. Шаблоны переносятся на дерево с точным соблюдением контуров, при этом не допускается добавление дополнительных припусков и увеличение размеров.
При переносе шаблонов на доски нужно соблюдать порядок расположения волокон, чтобы они как можно меньше шли поперек.
Единственным исключением может быть увеличение размеров футоксов, их можно делать длиннее, поскольку они впоследствии будут сверху обрезаться.
Первое, что нужно сделать – определится с размерами лодки. Будем делать лодку 3000 мм длиной, 1400 в ширину и 500 мм высотой.Определимся с длиной основы каркаса. Для этого нам нужно знать длину лодки, два угла а и b, высоту лодки.
Длину и высоту мы знаем – 3000мм и 500 мм. Угол а – 100, угол b – 120.
Зная эти значения посчитаем длину основы каркаса.
L=3000-(h*tg(a-90) h*tg(b-90))=2623,где h-высота лодки
Теперь найдем длину носа и транца. Поскольку они находятся под наклоном, то их длина будет больше чем высота лодки.
L транца= √(〖(h*tg(a-90))〗^2 h^2 )=508
L носа= √(〖(h*tg(b-90))〗^2 h^2 )=577
Нужно определится с шириной дна. Возьмем половину от ширины лодки – 700 мм. Нижняя ширина транца будет на 10% меньше, т.е. 630 мм. Максимальной ширины лодка достигает в 1/3 от транца.
В нашем случае, максимальная ширина будет на расстоянии 1000 мм от конца лодки. Таким образом, трансформируем брус, так что бы максимальный изгиб был в точке 1/3*длину лодки от транца.
Длина фанеры для борта будет равна длине трансформированных брусов (верхнего и нижнего соответственно). Ширина будет ровная длине носа с одной стороны и длине транца с другой.
Остальные размеры зависят от ситуации.
Кружки на щуку своими руками из бутылки
Данный вид кружков не нашел широкого применения, но имеет право на жизнь.
Читайте также: Отчет о рыбалке: 17 августа — 18 августа, Дубенка река (Боровково)
Изготовить такой кружок не составит никакого труда, вот порядок подготовки такого кружка:
- К горлышку пластиковой бутылки, ёмкостью не меньше 0,5 л, лучше с уже имеющем сужением посредине, привязывается леска или плетеная нить, которая наматывается на бутылку. Длина подбирается по такому же принципу, как и в классических кружках.
- Производится оснастка кружка (грузило, поводок крючок)
- После того, как живец будет насажен и опущен в воду на нужную глубину, леска фиксируется на бутылке способом заведения нескольких петель под резиновое кольцо. Всё, наша снасть работает. После того, как произойдёт поклёвка, щука выдернет леску из-под резинового кольца и начнёт её сматывать, как только вся леска смотается, бутылка подымится вверх дном. Для того, что бы поклёвку было лучше заметно, низ бутылки, (в нашем случае дно) лучше покрасить в яркий цвет, водостойкой краской.
Кружки, которые используются при ловли щуки должны быть одинакового размера особенно по толщине. Для удобства транспортировки и хранения кружков мачту не нужно наглухо крепить к кружку.
И надо помнить , что успех ловли щуки зависит от множества факторов это и знание водоёма, умение правильно подобрать снасть и наживку, а также от личных качеств рыболова.
Оргвопросы
У читателя наверняка уже назрели вопросы: что, действительно все так просто? Построил – и плавай? С женой, детишками, пассажирами, в море в шторм? В зависимости от обстоятельств вам на лодку с жестким корпусом могут понадобиться след. документы и предметы снабжения:
- Лодка только для себя, малый несудоходный водоем – товарные чеки на использованные материалы на случай, если понадобится доказать, что они не ворованные. Малым считается водоем, в котором удаление от берега возможно не более чем на 500 м, а лодкой только для себя одноместная;
- Лодка для себя, водоем судоходный любого размера – дополнительно свидетельство на право управления маломерным судном (аналог прав на автотранспорт) и свидетельство о его регистрации. То и другое выдается местными органами транспортной (водной) инспекции. На борту лодки должен быть обозначен ее регистрационный номер по установленной форме;
- То, же, что и по пп. 1 и 2, в лодке могут быть бесплатные пассажиры – кроме документов по пп. 1 и 2 еще и спасательный жилет для каждого человека на борту и обязательный минимальный комплект предметов снабжения, см. далее;
- Все то же, но пассажиры или груз платные – дополнительно лицензия на право пассажирских или грузоперевозок по воде;
- Все по пп. 1-4, лодка парусная или парусно-моторная, в т.ч. с комплектным аварийным парусом – вдобавок удостоверение яхтенного рулевого или др. свидетельство на право управления парусным судном;
- Лодка сделана на продажу, не серийная – лицензия на право производства малых плавсредств.
Надо сказать, что на несудоходных водоемах нарушения по пп. 1-3 являются массовыми, а в мало обжитых местах – повальными. У водной инспекции нет ни юридических, ни организационно-технических возможностей туда добраться. Поэтому претензии к владельцу судна возникают или его уголовное преследование начинается только по факту последствий аварии.
Азбучные истины
Чтобы сделать лодку правильно, нужно выбрать технически грамотный, пригодный для данных условий плавания и наличных ресурсов ее проект. Чтобы выбрать проект, нужно знать хотя бы самые основы теории корабля, малого судостроения, судовождения и морской практики на малых судах. Поэтому начнем с теории.
Ходкость
Зависимость волнообразования судном от числа Фруда. Н77, с.7,8
При этом большая часть мощности двигателя или тяги парусов тратится на ее поддержание. Мотор переходит в режим «жора топлива», заодно быстро сжигая свой ресурс, а парус, как правило, не способен вытянуть судно на Fr{amp}gt;0,3. Отсюда важный вывод: не пытайтесь увеличить скорость лодки, ставя на нее слишком мощный мотор.
Таблица допустимой мощности мотора водоизмещающей лодки. К. с. 87
Движение на слишком большом для данного корпуса значении Fr еще и опасно: лодка может оказаться как бы повисшей на гребнях соседних волн или же будет стремиться съехать назад с носовой волны и зарыться кормой в воду. Если же, испугавшись вставшей перед носом волны, резко сбросить газ, лодка будет залита с кормы набежавшей следующей волной: образовавшись, волны движутся уже по своим законам.
Построение теоретического чертежа судна. К., Н77
Уже взглядом на теоретический чертеж можно оценить, на каких числах Фруда способно ходить данное судно. Напр., катер на поз. 5 – полуглиссирующий. Далее нужно сверить совпадение линий чертежа:
- Расстояния от ДП до ватерлиний ВЛ на проекции полуширота должны совпадать с расстояниями от ДП до линий шпангоутов на проекции корпус на соотв. уровнях от ОП. С учетом масштаба, т.к. проекция корпус, нужная для построения лекал и шаблонов шпангоутов, чаще всего дается в увеличенном масштабе (см. поз. 4).
- Расстояния от ОП до батоксов должны быть равны расстояниям от ОП до линий шпангоутов и ватерлиний на одной и той же секущей плоскости, параллельной ДП, также с учетом масштаба.
Предлагаем ознакомиться: Летняя ловля щуки
Далее следует оценить ходовые качества судна: методом трапеций определяют площади сечений подводной части по шпангоутам и отрезки соотв. длины откладывают по вертикальной оси, см. рис. Расстояние между отрезками (в том же масштабе) – одна шпация, т.е. расстояние между сечениями по шпангоутам. Огибающая отрезков, т. наз. строевая по шпангоутам, должна образовывать полуконтур некоего обтекаемого тела.
Читайте также: Ловля Жереха Осенью (на Спиннинг). Лучшие Приманки | Видео
Построение строевой по шпангоутам. К. с.19
Построение строевой по шпангоутам аналогично применению правила площадей в авиации. Но, во-первых, в несжимаемой воде его действие сказывается на любых скоростях, а не на околозвуковых. Во-вторых, корпус судна лишь частично погружен в воду и потому возбуждает в движении волны гравитационные, а не давления.
Поэтому строевая по шпангоутам должна быть похожа на половинку не капли, а тела оживальной формы, наподобие артиллерийского снаряда. Чем более пологой окажется строевая по шпангоутам, тем более ходким будет судно, а широкая строевая говорит о его хорошей управляемости. «Хвостик» сзади свидетельствует о способности ходить на значительных числах Фруда, а «клювик» спереди – о хорошей всхожести на волну, но в то же время о склонности к рысканью.
Построение истинного обвода наклонного транца. К. с.122
Характеристики со сравнительным анализом
Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом – «Improved Los Angeles».
Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.
Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.
Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.
Материалы и инструменты
Не так давно самодельные мини лодки из фанеры были весьма популярны. Это дало возможность отработать методики по их изготовлению, а также определиться с наиболее подходящими материалами.
Конечно, сегодня перечень доступных лаков, пропиток и клеев для фанеры существенно шире, чем был даже десять лет назад – но для изготовления маломерного плавсредства своими руками нам ничего сложного не понадобится:
- Фанера – самый главный компонент. Для изготовления лодок чаще всего используются листы из проклеенного натурального березового шпона толщиной около 5 мм. Отдельные детали, такие как шпангоуты или киль, вырезают из более толстого (10 – 15 мм) материала.
Чем крупнее листы, тем проще с ними работать
- Древесина применяется для установки внутренних распорок, оформления бортов, сидений и т.д. Желательно использовать обрезную оструганную доску из легких пород дерева.
- Шовный материал задействуется для соединения отдельных деталей обшивки в единое целое. Швы можно оформлять с помощью достаточно тонкой и гибкой проволоки, пластиковых хомутов, толстой капроновой лески и т.д.
- Клей нужен, чтобы обеспечить швам должную герметичность. На сегодняшний день мастера практически отказались от натуральных составов на основе казеина, и отдают предпочтение современным полимерным смолам.
Кроме этого нам будут нужны специальные лаки и пропитки, защищающие древесину от набухания и гниения. Также стоит запастись стеклотканью или аналогичным материалом для проклейки всех швов. В качестве альтернативы стеклоткани можно использовать стеклопластик – тогда им будет оклеено все днище и борта.
Ну, и не нужно забывать о краске – ведь мы же хотим, чтобы наше судно было красивым!
Что касается инструментов, то набор будет практически стандартным:
- Пила по дереву.
- Электролобзик с набором полотен разной длины.
- Шлифовальная машинка.
- Ручной инструмент (молоток, пассатижи, стамески и т.д.)
- Струбцины для зажима фанеры при склеивании.
- Кисти для пропитки, лакировки и окраски фанеры.
Дерево и фанера
Основные конструкционные материалы для лодки требуют некоторой предварительной обработки. Чтобы деревянная лодка прослужила как можно дольше, древесные материалы сначала нужно обильно пропитать водорастворимым антисептиком (биоцидом) для дерева. Не масляным, не на воздухе оно будет!
Фанеру, в т.ч. водостойкую, пропитывают в несколько приемов с промежуточными сушками, чтобы избежать расслоения. В последней только клей водостойкий, а шпон деревянный как он есть. Далее, чтобы зафиксировать биоцид и уменьшить набухание древесины, материал таким же образом 2-3 раза пропитывают водно-полимерной эмульсией.
Если в проекте не указано иного, толщину фанеры для бортов лодки длиной до 4 м следует брать от 4 мм, для днища от 6 мм и для транца от 12 мм; досок, в зависимости от породы и качества дерева, втрое-вчетверо больше. Способ правильной склейки деревянных деталей и допустимые радиусы изгиба досок даны на рис. выше. От строительных они отличаются!
Заусовка и склеивание листов фанеры. К. с.101
Листы фанеры размером более 1550 мм найти трудно, поэтому их заранее склеивают в полосы нужной длины соединением на ус, см. рис. Точной и аккуратной заусовке фанеры научиться по описаниям невозможно, поэтому тренируйтесь на обрезках. Можно только посоветовать застругивать усы рубанком начерно, а доводить шлифмашиной или ровным бруском, обернутым наждачкой. Склеивают листы эпоксидным клеем. Качество заусовки проверяется след. образом:
- Отрезают полосу шириной ок. 10 см. Это почти всегда возможно, т.к. выкраиваться будут криволинейные детали.
- Полосу сводят в кольцо и стягивают его, пока фанера не лопнет.
- Если стык качественный, фанера должна треснуть в любом месте, кроме него.
Наборные корпуса лодок собирают на гвоздях красномедных (под них нужно сверлить отверстия), оцинкованных или конических шурупах. Красномедные гвозди обкусывают и расклепывают в шайбах; оцинкованные загибают. Под шурупы сверлятся отверстия; их размеры, приемы работы с гвоздями и таблицы крепежа см. на рис.
Использование и таблицы крепежа для маломерных судов. К. с.96-99
Стеклоткань
Стеклоткань, проклеенная эпоксидным клеем, широко используется в малом судостроении. Но немало на нее и нареканий: мол, до осени не доплавал – потекло. Причина – парафин, которым покрывают стекловолокно, перед тем, как прясть его и ткать. Парафин из стеклоткани удаляется провариванием в воде. Выжигать нельзя, ткань станет хрупкой!
Соединение стеклопластиковых и деревянных деталей на эпоксидном клею и стеклоткани. К. с.107
Приемы работы со стеклотканью на стеклопластике и дереве показаны на рис. Подклеивание деталей набора из экструдированного пенополистирола ЭППС – эффективный способ повысить жесткость деревянного корпуса, незначительно увеличивая его вес, а сборка фанерной лодки шитьем на эпоксидном клею технологически проста и дает вполне надежное судно.
Читайте также: Прогноз клёва рыбы в Ульяновске, Ульяновская область на неделю, рыболовный календарь
- Выкраивают детали без припуска;
- Кромки застругивают, чтобы получился стык клиновидного профиля шириной в основании 1,5-2 мм;
- Если днище килеватое, сшивают скобами его детали, ставят заготовку на кильблоки (см. далее) и пришивают борта. Плоское днище сразу ставят на козелки, пришивают борта;
- Выставляют корпус по обводам (также см. далее) и заливают клеем швы изнутри;
- По застывании клея также изнутри заклеивают швы 3-мя слоями стеклоткани (см. рис. выше). Удалять скобы не нужно: во-первых, шов с ними будет прочнее, во-вторых, зашпаклеванные отверстия от скоб потенциальный источник водотечности;
- Когда затвердеет последняя проклейка, таким же способом вклеивают транцы (транец);
- Снимают корпус с кильблоков (козелков), обкусывают скобы снаружи заподлицо и оклеивают 3-мя слоями стеклоткани швы снаружи;
- Вклеивают в корпус шпангоуты, швертовый колодец, банки (сиденья), брештук (см. далее), планширь, привальный брус и пр., что нужно по проекту;
- Производят дооборудование и отделку.
Предлагаем ознакомиться: Изготовление попла поппера своими руками
История создания
Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов.[4] Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», а также Горьковское предприятие «Красное Сормово» мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.
Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.
В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.[5]
Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».
Затем обшиваем транец и дно лодки
Проклеиваем водоустойчивым клеем все стыки фанер. Обрабатывайте клеем все участки лодки, которые на ваш взгляд, получились уязвимыми.
Далее зашиваем нос лодки и крепим сидения. Обшиваем лодку с внутренней стороны (по желанию). Можно сделать пол и не обшивать борты, все зависит от того, как много у вас фанеры. Не обшивайте лодку с внутренней стороны доской, это добавит лишнего веса.
Все оставшиеся детали так же на ваш вкус, лодка готова и ее можно ставить на воду.
DOCOO – Специально для Самоделки FISH
Снабжение
Для маломерных судов выпускаются также якоря Холла, Матросова и облегченные якоря «Трайдент» повышенной держащей силы. Они достаточно дороги, а сделать их самому не получится, нужны литые детали. Самостоятельно можно сделать сварной якорь Курбатова (см. рис.), он пригоден для лодок длиной до 5 м. Если утяжелить якорь цепью нельзя или нежелательно, на каменистых грунтах к нему по тросу опускают на штерте (тонком тросике или толстой рыболовной леске) пригруз-чушку в 2-3 кг.
Якорь Курбатова. Н74, с.48
Вдруг якорь Курбатова застрянет в камнях, чушку, прежде чем его высвобождать, нужно поднять. Якорь, застрявший напрочь, высвобождается сильным резким рывком за трос. При этом могут повредиться детали 4 и 8, но в большинстве случаев их удается подправить тут же с помощью молотка и пассатижей.
Примечания
- К-322, «Кашалот» Проект 971
- Смотрите К-152 «Нерпа»
- Бесшумные «Суперакулы» вооружили «Калибрами» «Известия», 28 апреля 2020.
- «Гепард» — первый атомный подводный крейсер XXI века, Игорь Лисочкин, shipbuilding.ru
- ↑ 12345Фёдоров, Вячеслав
ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.. Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Проверено 13 марта 2008. Архивировано 25 августа 2011 года. - ↑ 123
«Пантера» проходит испытания, Андрей Гавриленко, «Красная звезда» (rosprom.gov.ru), 18.01.2007 - ↑ 1234Михайлов, Андрей
«Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет. Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Проверено 13 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …
- Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
- Мясников, Виктор
Стратегические ракеты улетели в Китай и Иран.
nvo.ng.ru
(07.07.2006). Проверено 14 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - В 2013 году начнется оснащение подводных лодок проектов «Щука-Б» и «Варшавянка» ракетами комплекса «Калибр-ПЛ»
- Северный флот // Журнал «Коммерсантъ Власть». — Вып. №7 (761), 25.02.2008.
- ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ
Атомная подводная лодка (Проект 971) «Щука-Б». snariad.ru (2007). Проверено 16 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - ↑ 12
Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».
milrus.com / Подводные лодки России
. Иван Иванов (2005-2007). Проверено 16 марта 2008. Архивировано 1 февраля 2012 года. - Буриличев, Алексей Витальевич. Сайт «Герои страны».
- Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671Р. Смотрите Чёрный Принц подводного флота. lenta.ru
. Илья Крамник (08.09.2006). Проверено 16 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008
- Submarina.Ru
ПЛАТ — Проект 671Р. submarine.id.ru (2000-2008). Проверено 16 марта 2008. Архивировано 25 августа 2011 года. - Silent Running Russian attack submarine sailed in Gulf of Mexico undetected for weeks, U.S. officials say
- ↑ 123Polmar, Norman
Statement by Norman Polmar (англ.).
Military Affairs in Congress — 1997
. Federal Association of Scientists (1997). Проверено 16 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Амурский судостроительный завод завершил строительство атомной подлодки «Нерпа». shipbuilding.ru
. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Проверено 10 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Корабелы из Северодвинска. Красная звезда
. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Проверено 14 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Кто устроил душегубку на АПЛ «Нерпа» — диверсанты или разгильдяи?. kazan.kp.ru. Проверено 3 июня 2011. Архивировано 29 января 2012 года.
- ВМС Индии приняли подлодку «Нерпа» на вооружение
- К-284 «Акула», построенная в 1983-84 гг., и К-480 «Ак Барс», построенный в 1985-89 гг., уже выведены из состава ВМФ
- Подлодку К-263 «Барнаул» решено утилизировать. 16.12.2013
- Отремонтированная АПЛ «Кузбасс» передана ТОФ
- АПЛ «Братск» будет отремонтирована на «Звёздочке». 9.6.2014
- ↑ 12
АПЛ «Нерпа» передана представителям ВМС Индии. lenta.ru (23 января 2012). Проверено 23 января 2012. Архивировано 29 января 2012 года. - В. В. Путин посетил ОАО «Амурский судостроительный завод», premier.gov.ru, 11.05.2009
- Владимир Путин пригласил слесаря-монтажника «Амурского судостроительного завода» на совещание, regnum.ru, 11.05.2009
- Тельманов, Денис
«Нерпа» утопила подводную дружбу России и Индии. Известия (27 октября 2011). Проверено 28 октября 2011. Архивировано 29 января 2012 года. - Индия заинтересовалась арендой второй подводной лодки типа «Нерпа»
- К-317, «Пантера» проект 971, deepstorm.ru
- Подлодка «Волк» отправилась на ремонт. 14.8.2014
- Плановый срок ремонта АПЛ серии «Щука-Б» составит не менее 3 лет. 13.12.2013
- Фотография К-284
- ↑ 123ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН
Построенная для Тихоокеанского флота атомная подлодка «Нерпа» может быть передана в лизинг ВМС Индии в 2008 году.. vpk.name (5 сентября 2007). Проверено 10 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Николаев, А. С.
Проект 670 «Скат» (NATO – «Charlie-I»). (2003). Проверено 10 марта 2008. Архивировано 29 января 2012 года. - Нижегородских школьников отправляют на подлодку, rosbaltvolga.ru, 2008/10/24
- Российский флот модернизирует атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б».
- Число пострадавших на «Нерпе» увеличилось до 40 человек / 18.11.08 / РИА Новый День
- Небоевые потери российского флота, Виктор Мясников. Независимая газета 2008-11-10
- Авария на подлодке Тихоокеанского флота, www.lenta.ru
Вывод
Своими руками созданное плавсредство, помимо пользы принесет некое удовлетворение от проделанной работы
Самодельная лодка из фанеры, изготовленная по данной технологии, будет вполне пригодна для выездов на рыбалку, семейных прогулок и т.д. Конечно, в открытое море выходить в ней не стоит, но как показывает практика, для больших рек и озер нашей страны такая конструкция является вполне надежной. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Строительство лодки – увлекательнейший творческий процесс для людей, которым ещё нравиться жить, которые не боятся экспериментировать и имеют конструкторскую жилку. (см. также Как правильно изготовить мебель из фанеры своими руками) Но, с другой стороны, не стоит изобретать велосипед, обязательно познакомьтесь со всеми фото материалами, изучите терминологию и различные конструктивные решения.
Настройте себя на возможные переделки неудачных решений. Умейте «разговаривать с собой» и общаться с бывалыми мастерами. Только в этом случае возможен успех всего предприятия под названием «строительство лодки из фанеры своими руками». Если вы романтик и выбираете в качестве источника энергии передвижения – обычный ветер, а значит, ставите парус, подумайте о хорошем «башмаке» для грот-мачты, надёжность этой части конструкции должна быть, по меньшей мере, идеальной
В представленном видео в этой статье вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.
Терминология
Поэтому очень внимательно усвойте эти термины, они буквально пронизывают любой сколько-нибудь стоящий чертеж лодки из любого материала. Вид сбоку
На виде сбоку отмечаем следующие конструктивные элементы лодки, и нельзя сказать, какой из них наиболее важен, какой менее, все элементы обязательны к использованию:
- A – шпангоут. Вы можете выбрать вариант обычной плоскодонки, без шпангоутов, но когда речь идёт о таком стремлении, брошенном в Интернет, как «чертежи фанерная лодка своими руками», надёжность и прочность конструкции выступает на передний план, а значит – шпангоуты обязательны;
- Шпация – расстояние между двумя шпангоутами. Важнейшая характеристика конструкция любой лодки;
- B — ахтерштевень;
- C — форштевень;
- D – брус
- E – кильсон. Очень желательный элемент конструкции, который, правда, часто для лодок отбрасывается;
- F – привальный брус. Без этого элемента не обойтись, если вы собираетесь в лодке делать и надстройку. Для открытых моделей привальный брус не используется.
- I – брештук. Очень советуем этим элементом не пренебрегать, от него сильно зависит прочность всей конструкции.
- J – кница. Кница также предельно важна в обеспечении прочности лодки.
- K – стрингер. Также незаменимый элемент, если подходит к постройке предельно внимательно.
Вид сверху
Вид сверху вводит ещё несколько важных терминов:
- A – бимс;
- B – полубимс. Переходит в полный бимс, если вы не сооружаете на лодке надстройку;
- C – каренгс;
- D – мидельвейс.
Вид с бака
Вид с бака вводит термины, которые будут принципиально важны на более продвинутом этапе строительства, когда появляется необходимость укрепить корпус лодки и установить парус и киль, улучшив к тому же и ходовые качества:
- A – шпунтовые пояса;
- B – киль. Обеспечивая вес киля процентов в 50 от веса всей лодки, вы значительно повышаете её остойчивость. Ведь никогда не знаешь, как на тебе или на будущих пассажирах скажется качка, а солидный запас сосательных конфет и даже имбиря мало чем сможет помочь в продлении удовольствия присутствия на воде, разве что быстро добраться до берега;
- C – степс. Обязателен, если вы ставите мачту;
- D – шпунт;
- E – пяртнерс. Так называется отверстие в надстройке для прохода мачты. Само собой, если у вас нет надстройки, то о пяртнерсе можете пока забыть;
- F – бархоут. Очень ответственный шпунтовый пояс на уровне ватерлинии, воды;
- H – ширстрек. Самый верхний шпунтовый пояс.
- G – уровень воды;
- I – ватервейс. Данный элемент уже является элементом надстройки.
Можно без преувеличения сказать, что чем точнее и скрупулёзнее будут выполнены чертежи фанерной лодки, тем удачнее будет её плавание в будущем после постройки
Представители
Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблей[21]: 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983—1993 годах было заложено 20 подводных лодок, из них 14 достроены (по семь на каждом заводе); из них 10 входят в состав ВМФ России, на последней из них — К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина[22]. Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», не достроены, а корпуса использованы в постройке проекта 955-955А, как К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский»; ещё одна, К-152 «Нерпа» была спущена на воду только в 2006 году и была изначально предназначена для передачи в лизинг Индии, вследствие чего имела отличия в установленном оборудовании. По состоянию на май 2011 года, подводная лодка находилась в Большом Камне, где расположен [23]. 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам подводная лодка была официально принята на вооружение индийских ВМС[24].
Цвета таблицы:
Белый —
не достроена или утилизирована не спущенной на воду
Зелёный —
действующая в составе ВМФ России
Жёлтый —
действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий —
находится в ремонте или на модернизации
Красный —
списана, утилизирована или потеряна
Завод имени Ленинского комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре
Северное машиностроительное предприятие № 402, Северодвинск
Фанера
Самым распространённым материалом для изготовления лодок сегодня, безусловно, является углепластик. Но этот материал – вотчина промышленности. Когда речь идёт о самостоятельном творчестве, то на передний план выходит такой «народный» материал, как фанера.
Фанера или по-другому, древесно-слоистая плита – строительный материал, создаваемый склеиванием специально выработанного шпона. Обычно количество слоёв шпона нечётное и, в любом случае, больше 3. Чтобы повысить прочность фанеры, каждый последующий слой шпона своими волокнами древесины перпендикулярен волокнам предыдущего слоя.
При выборе фанеры для строительства лодки очень важно правильно выбрать её тип.
По расположению волокон древесины на внешних слоях различают фанеру:
- Продольную, когда волокна направлены по длинной стороне, и,
- Поперечной – по короткой.
Для строительства лодки лучше выбирать – продольную. Конечно, возможен и такой изометрический чертёж, но это самый простой вариант для рубрики «чертежи лодки из фанеры бесплатно» — здесь нет шпангоутов, а работа во многом схожа со сборкой детского конструктора, разве что детали в десятки раз больше
По предназначению фанера делится на:
- строительную,
- промышленную,
- упаковочную,
- мебельную, и,
- конструкционную – именно эту и выбираем для наших целей.
Существует классификация фанеры и по отношению к воздействию влаги, что принципиально важно для лодки:
- ФБА – такая фанера считается экологически наиболее чистой, но её выбирать не стоит, она не отвечает жестким требованиям по влагостойкости;
- ФК – так обозначается достаточно устойчивая к влаге фанера;
- ФСФ – а так, с повышенной влагостойкостью;
- ФБ – пропитанная бакелитовым лаком, такая фанера считается самой стойкой и может использоваться даже в агрессивных средах, что важно в нашем случае, и под водой;
- БС – такая уже просто пропитывается бакелитовым клеем. Считайте, что если в вашем распоряжении оказалась такая фанера, то на 50% успех всего дела обеспечен. Такая фанера довольно долгое время специально использовалась в авиа и судостроении. В ней счастливо соединились все качества, необходимые для лодочных дел мастера – прекрасная гибкость, высочайшая прочность, полная водонепроницаемость, а ещё устойчивость к гниению и раскисанию;
- БВ – а вот эта пусть не вводит в заблуждение, она во многом похожа на БС, но не обладает влагостойкостью.
Предлагаем ознакомиться: Ловля рыбы на воблеры
О надстройке можно будет подумать и позже, сначала главное – надёжный корпус. Первое испытание на плавучесть и выравнивание ватерлинии происходит без надстройки
Когда речь идёт об использовании фанеры для строительства лодки принципиальным будет выбор фанеры по её качеству, определяемом количеством сучков на метр квадратный наружного слоя.
Здесь различают 5 степеней качества:
- E – так называемое, элитное качество, когда сучки отсутствуют совсем. Излишне, наверное, говорить, что всегда необходимо стремиться к выбору именно такой фанеры;
- Ну, а далее, незамысловатая классификация качества — I, II, III и IV. В последнем случае количество сучков не контролируется.
- I – максимальная длина сучков и коробления не превышает 20 мм;
- II — трещины не более 200 мм, допустимы вставки древесины, а просачивание клея допустимо только на площади в 2% от общей площади листа;
- III – не более 10 штук сучков диаметром не более 6 мм. Вводится даже ограничение на общее количество недостатков – не более 9;
- IV – это самое плохое качество с даже выпавшими сучками и дефектами кромок под 5 мм.
Надёжный инструментарий залог успеха всей работы. Инструкция каждого используемого инструмента должна чётко оговаривать возможность работы с фанерой
Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.
Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.
Читайте также: Ловля голавля на кузнечика — читайте на Сatcher.fish
При этом для маломерного судна фанера как нельзя лучше может реализовать возможность установки лодочного мотора, способного развивать вполне приличные скорости.
Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.
При изготовлении чертежей понадобятся:
- чертежные принадлежности:
- карандаши;
- резинки;
- лекала;
- длинные металлические линейки и большие треугольники;
- рейсшина;
- картон и чертежная бумага;
- клей для бумаги;
- калькулятор;
Как поймать больше рыбы?
За 13 лет занятия активной рыбалкой я нашел много способов, как улучшить клев. И вот самые эффективные:
- Активатор клева. Привлекаетрыбувхолоднойитеплойводеспомощьюферомонов, входящихвсоставистимулируетееаппетит. Жаль, чтоРосприроднадзорхочетввестизапретнаегопродажу.
- Более чувствительные снасти.Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снастинастраницахмоегосайта.
- Приманки на основе феромонов.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие мои материалы на сайте.
- электрический лобзик;
- молоток;
- топор;
- струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
- кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
- шуруповерт;
- рубанки ручные или электрорубанок;
- отвертки;
- стамески;
- степлер;
- пилы ручные и электрическая циркулярная пила;
В качестве материалов для изготовления рекомендуется:
- фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
- доски – сосновые, дубовые:
- ткань для оклейки корпуса;
- шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
- специальный водонепроницаемый клей;
- олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
- краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
- гвозди, шурупы, саморезы;
- металлическая полоса, металл для уключин и креплений;
Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:
- общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
- ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
- глубина лодки – 0.4 метра.
Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.
Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.
Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.
Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.
Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.
Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.
Современное состояние
К-157 «Вепрь», май 2003 года К-335 «Гепард», октябрь 2009 года
Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2020 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на и одна — на , остальные — на ремонте или консервации.
Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского[37]. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар»
и
К-333 «Рысь»
были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии[29] за $650 млн сроком на 10 лет[38]. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra»[38]. Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов[39]. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %[5][38].
Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.[40]
В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном . Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок[41].
Требования условий эксплуатации
Скорее всего, для строительства лодки вы выберете фанеру из хвойных пород дерева, как самую распространённую. Существует и березовая фанера, но её использование ограничивается слишком высокой ценой.
Здесь очень важно другое – качество обработки наружной поверхности листа фанеры.
По этому показателю различают фанеру:
- НШ – нешлифованную;
- Ш1 – шлифованная с одной стороны;
- Ш2 — шлифованная с двух сторон.
Здесь принципиальным и обязательным является использование шлифованной стороны фанеры с внешней стороны корпуса. Желательным же является, в целях безопасности, не использовать шлифованную сторону внутри. Чертежи самодельных лодок из фанеры под мотор должны точно оговаривать допустимую нагрузку со стороны мотора – несоответствие можно самым негативным образом сказаться на ходовых качествах лодки