Загибает транец, уводит мотор. Поможет ли усиление навесного транца?…

Немного о популярной опции для моторных лодок и подвесных моторов – регулируемых транцах, описание нескольких моделей, ответы на популярные вопросы. Контактные данные изготовителя. +7-923-616-75-51 (МегаФон), +7-989-830-67-17 (МТС, WhatsApp)

Покупая надувную лодку, стоит помнить, что в комплектацию редко входят дополнительные элементы. Часто любители водного транспорта хотят сделать из своей лодки настоящее полноценное судно. В этом случае стоит оснастить лодку мотором. Так как на надувную поверхность закрепить мотор небезопасно и неудобно, был придуман навесной транец – Т-образная конструкция, позволяющая оснастить лодку мотором.

Содержание страницы

Требования

Сам термин «транец» происходит от английского «transon». Это слово обозначает плоский срез кормы плавсредства. На сегодняшний день существует несколько видов приспособлений для надежного крепления подвесных моторов и дополнительного оборудования. Речь идет и о транцах для надувных лодок из ПВХ, и о стационарных моделях и подвесных элементах для гребных лодок. Особое внимание любители рыбной ловли и путешествий по воде уделяют транцам для надувных лодок. Независимо от конструктивных особенностей плавательного средства, при выборе рассматриваемого конструктивного элемента следует акцентироваться на таких параметрах:

  • толщина;
  • высота;
  • угол наклона;
  • качество покраски;
  • степень защиты.

В соответствии с актуальными стандартами, толщина навесного транца для лодок из ПВХ при установке мотора мощностью 15 «лошадок» должна составлять не менее 25 мм. Если мощность силовой установки превышает данный показатель, то минимальная толщина составляет 35 мм. Допустимый угол наклона – 4° (в редких случаях 6°). Определенные требования предъявляются и к лакокрасочному покрытию, которое должно периодически обновляться и быть качественным. Не менее важным моментом является материал, из которого выполнен транец. Согласно требованиям, он должен быть:

  • плотным;
  • максимально устойчивым к внешним воздействиям;
  • долговечным;
  • не реагирующий на постоянный контакт с водой.

Помимо всего прочего, поверхность приспособления не делают идеально гладкой. Следует учитывать, что навесной мотор крепится к транцу струбцинами. Для обеспечения качественного контакта с плоскими опорами последних поверхность должна иметь небольшую шероховатость.

Читайте также:  Составной плавающий воблер, как сделать поверхностную приманку своими руками

Угол наклона двигателя.

Угол наклона двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует производить только на выключенном двигателе.

Угол наклона двигателя — важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.

Разные типы моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны регулировки для некоторых моделей (в градусах):

Большинство импортных двигателей 5 — 15

«Ветерок — 8/12» 0 — 10

«Нептун — 23» 5 — 15

«Вихрь» 5 — 15

«Салют» 4 — 24

Из таблицы видно, что минимальный угол наклона транца для большинства моторов находится в пределах 5 — 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать) лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.

Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только «Ветерок». С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос.Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным «Салютом». С другими двигателями лодка будет «зарываться» носом.

Распределение груза.

Правильное распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на возможности судна. К примеру:

Смещение веса к корме:

  • В общем увеличивает скорость судна
  • Излишнее смещение груза заставит судна прыгать «по-дельфиньи»
  • Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
  • Судно начнет захлестывать волна

Смещение веса к носу (баку):

  • Сглаживает ход
  • Повышает остойчивость хода судна по волнам
  • Перегруз начнет уводить судно с курса влево или вправо

Установка двигателя. Советы специалиста.

Читайте также:  Рыбалка на базе Каралат в Астрахани || Рыбалка в каралате астраханской области

Поразительно, насколько два совершенно идентичных лодочных двигателя ведут себя по-разному на, казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер дает пояснения и ценные советы по установке и настройке двигателя.

Его подход несколько отличается от традиционной методики, изложенной в русских книгах. Однако зачастую, именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.

Признайтесь, что не раз удивлялись тому, насколько по-разному ведут себя на воде два идентичных лодочных мотора на практически одинаковых лодках.

В отличие от автомобилей или пластиковых лодочек, изготавливаемых методом штамповки и потому так похожих в движении и с мотором и под веслами, подвесные двигатели собираются вручную, впрочем, также как и надувные лодки. Поэтому и надувные лодки на воде то же ведут себя по-разному.

Одна из причин определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки мотора на лодку каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой.

Большинство изготовителей надувных лодок и, особенно RIB лодок, заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления мотора, указывая пользователю, что это лучшее место крепления мотора.

Однако, признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надежную надувную лодку, мы не можем быть уверены в том, что изготовитель лодки одновременно является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как RIB-лодка.

Есть специалисты, вооруженные лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на рекордных скоростях.

Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит его на транце повыше, причем сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках, но такая навеска мотора не всегда может быть наилучшей.

Форма днища, распределение груза, размеры двигателя и его вес по отношению к массе лодки и, прежде всего, тип винта – все это влияет на выбор места установки двигателя.

Для примера рассмотрим 5.5-метровую надувную лодку с гладким пластиковым днищем профиля “глубокое V” с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором среднего размера мощностью в 50-115 л.с.

По теории, мотор должен быть смещен к правому борту на 5 см для компенсации вращающего момента, создаваемого вращением винта.

Такого небольшого смещения может быть достаточно для компенсации “увода” лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми днищами такие рекомендации не работают.

Чем мельче профиль “глубокое V”, тем меньшее смещение требуется к правому борту, в то время как сравнительно более заглубленное днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения мотора от центрального сечения может не потребоваться.

Определив желаемую величину смещения мотора на транце, нужно выбрать правильную высоту установки мотора. При этом окажется, что важнейшим, если не определяющим фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на дейдвуде мотора.

Читайте также:  Новые силиконовые приманки из старых и ненужных, или «вторая уловистая жизнь»

По мнению автора статьи, антикавитационная плита должна располагаться на 2 см выше обреза днища лодки. Такая установка обеспечивает наилучшие условия для эксплуатации подвесного мотора.

Из этого положения мотор всегда может быть поднят при помощи традиционных подъемных средств, шаг за шагом, для выбора подходящей высоты навески на различных скоростях движения. В общем же случае, чем выше мотор навешен, тем эффективнее он работает, разумеется, если не принимать во внимание ущерб от кавитации винту и мотору.

Стандартная 5,5-метровая RIB-лодка должна позволять смещать мотор на одну проушину крепления мотора без необходимости смены винта.

Для этого антикавитационную плиту можно разместить примерно на 4 см выше линии обреза днища: это упростит регулировку положения мотора по высоте и тем самым улучшит ходовые характеристики лодки. Удаление антикавитационной плиты от обреза днища должно сопровождаться смещением мотора на транце относительно центрального сечения корпуса лодки.

Замена легкого алюминиевого винта на стальной, резко повысит эффективность работы двигателя. Выбор винта для мотора — процесс творческий и напоминает выбор покрышек или амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между нагрузкой и жесткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмет на себя смелость рекомендовать тип винта для “средних” условий.

Проще и быстрее это сделают специалисты, которые смогут понять потребности владельца судна и подобрать винт для конкретного применения.

Некоторые изготовители лодок используют винты собственной разработки. Это дороже, но такой винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе.

Правильно подобранный винт может заставить надувную лодку просто “летать”. На рынке имеется огромное количество великолепных винтов “Cleaver”, “Spoon blade”, “Cupped”, “Hi-five”, “Raker”, “Ballistic”, “Laser”, “Over-hub” и “Thru-hub” – для любых условий и любых моторов, что позволяет добиваться самых лучших показателей совместной работы RIB-лодки и мотора.

Идеальным винтом считается тот, который позволит мотору развить максимально возможное количество оборотов при 80%-ной загрузке лодки. Если максимальные обороты достигнуты при полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной загрузке лодки.

С другой стороны, если самые большие обороты мотор развивает при небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет “задыхаться”. В результате того, что слишком малая и слишком большая загрузка лодки увеличивает потребление топлива и сокращают расстояние, которое можно пройти на единицу расхода горючего, становится понятной важность правильного подбора винта для наиболее часто используемой загрузки лодки.

У винта, вообще-то, всего два измерения: диаметр и шаг. Диаметр – это наибольший размер винта по лопастям. Для грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну уверенно чувствовать себя при полной нагрузке.

Шаг винта – это длина винтовой поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Этот параметр необходимо учитывать для обеспечения условий движения лодки с высокими скоростями и, при этом, экономично.

Увеличение шага винта, при одних и тех же оборотах мотора позволит существенно увеличить скорость судна. Это не только повысит эффективность работы двигателя, но и уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на скоростных поворотах.

Определяющим также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью 50-110 л.с. лучший выбор – алюминиевые или стальные нержавеющие винты. Алюминий — дешевле, мягче и более гибок.

А потому, алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для отдыха на воде или для коммерческого применения, когда скорость и эффективность мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут прогибаться, что особенно заметно на мощных моторах, что вызывает кавитацию и выход винта из воды с одновременной потерей скорости.

Замена алюминиевого винта на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Поскольку лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно смело поднимать крепление двигателя на одно отверстие вверх в целях подбора наилучших параметров для работы мотора.

Форма лопастей винта – важный параметр эффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит достичь максимальной эффективности мотора без всяких дополнительных настроек.

И, тем не менее, при установке мотора всегда следует обращать внимание на два момента: во-первых, следует убедиться, что при больших углах отклонения мотора на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного охлаждения работает устойчиво. Всос системы водяного охлаждения располагается на дейдвуде прямо над редуктором вала винта.

Какие бывают?

С учетом конструктивных особенностей и функциональности можно выделить 3 основных вида транцев для современных плавсредств. Речь идет о приспособлениях для:

  • катеров, лодок и катамаранов, имеющих жесткую конструкцию корпуса;
  • малогабаритных надувных плавсредств;
  • надувных лодок из поливинилхлорида (имеются в виду стационарные транцы).

В первом случае речь идет о строении кормовой части плавательных средств с жестким корпусом. Этот элемент имеет вырез, усиленный специальной транцевой пластиной. Именно на нем и устанавливаются навесные моторы. Корма подобных плавательных средств имеет свободный отсек открытого типа. Именно его составляющей является транец, а сам он используется чаще всего для размещения запаса топлива.

Подвесные, регулируемые устройства для небольших по размерам лодок из ПВХ и надувных катамаранов рассчитаны на установку маломощных моторов. Они могут быть пластиковыми или выполненными из транцевой доски. Чаще всего эти съемные устройства комплектуются набором крепежных элементов. Выносной транец в стандартном исполнении имеет короткую ногу (S).

При этом следует учитывать рекомендации производителя, касающиеся максимальной мощности устанавливаемых моторов.

Стационарные конструкции для изделий из поливинилхлорида чаще всего делают из бакелитовой фанеры. Данный материал характеризуется максимальной устойчивостью к негативному воздействию воды при постоянном контакте. Транец устанавливается в кормовой части путем вклеивания на этапе изготовления лодки. Важно помнить, что высота приспособления в таких случаях является нерегулируемой.

При приобретении такой лодки требуется особое внимание уделять углу наклона, который не должен превышать 6 градусов. Это обусловлено необходимостью оптимального погружения ноги лодочного мотора в воду. Помимо перечисленных разновидностей, стоит упомянуть транцы под водомет. Эти конструкции разработаны специально для установки моторов с удлиненными ногами (L).

Лодки, оснащенные таким оборудованием, способны передвигаться по мелким водоемам с максимальной скоростью.

После установки всех бобышек необходимо дождаться полного высыхания клея и стравить весь воздух из баллонов. Монтаж дуг выполняется только на сдутых плавсредствах. Их предварительно соединяют с транцевой пластиной и только после этого всю конструкцию в сборе устанавливают на лодку и закрепляют при помощи рым. На завершающем этапе лодку полностью накачивают для проверки правильности и надежности выполненного монтажа.

Подводя итог, можно с полной уверенностью заявить, что установка транца на надувную лодку – это достаточно простой процесс. Все монтажные работы не требуют большого багажа специальных знаний и навыков, а также существенных временных затрат. Установить приспособление для последующего использования навесного лодочного мотора окажется по силам даже новичку.

Читайте также:  Скрутка на леске откроет новые возможности для улучшения оснастки

Как выбрать лодку ПВХ с навесным транцем

Алюминиевый вариант намного тяжелее, однако устоять на таком дне на воде намного легче.

При выборе лодке ПВХ нужно следовать ряду советов, которые помогут облегчить задачу:

  • Определитесь, для чего вам нужна лодка: если для прогулок по реке вдоль берега, и для заплывов на короткие расстояния, отлично подойдет лодка из неармированного ПВХ, который используют так же для матрасов, детских надувных мячей и нарукавников. Если целью покупки лодки являются путешествия в открытом море, охота, рыбалка, то лучше выбрать лодку из армированного ПВХ. Такой материал в разу прочнее и продырявиться при столкновении с камнями.
  • Важно заранее предположить, сколько человек будет перевозить лодка. Исходя из этого, можно выделить следующие критерии: для одного человека подойдет лодка до 3,3 м в длину, для двоих – от 3,3 до 4,2 м, для путешествия втроем – свыше 4, 2 м.
  • Определиться, что важнее: удобство в транспортировке или качество и комфорт во время плавания. Это связано с достаточно большим весом лодок, к котором помимо основных элементов добавляется дно. В свою очередь, оно может быть как надувным (достаточно легкое, но не устойчивое во время плавания), так и алюминиевым или выполненным из водостойкой фанеры.

Критерии выбора

На данный момент потенциальному покупателю доступен более чем широкий ассортимент приспособлений для установки лодочных моторов и различного оборудования. В таком разнообразии новичкам, как правило, довольно сложно разобраться, и поэтому лучше прислушиваться к рекомендациям опытных специалистов. При этом в любом случае необходимо искать оптимальное соотношение цены транца и его качества. Бывалые владельцы плавательных средств советуют не экономить на описываемом конструктивном элементе.

Несмотря на внешнее сходство, транцы для лодок отличаются друг от друга по целому ряду параметров. Речь идет о качестве, используемых материалах, эксплуатационных показателях и производителе. Как показывает практика, приобретение слишком дешевых устройств может привести к крайне негативным последствиям. При повреждении самого транца или его креплений повышается риск повредить саму лодку винтом или утопить подвесной мотор.

Выбирая приспособление, следует принимать во внимание, что оно должно выдерживать определенные нагрузки, включая повышенную вибрацию. Она, в свою очередь, приводит к постепенному ослаблению крепежных элементов. По этой причине важно учитывать качество как самого устройства, так и крепежа. Одним из ключевых критериев выбора являются габариты транца. Существует единая система стандартов. В соответствии с действующими нормами выпускаются приспособления следующих типов:

  • S – высотой 381 для надувных лодок из ПВХ;
  • L – высотой 508 мм для катеров;
  • XL – высотой 635 мм для крупногабаритных яхт.

Популярные навесные транцы и цены на них

Навесной транец Sea Pro

Сегодня существует три самые популярные модели навесных транцев от разных фирм:

  • Навесной усиленный транец Limar обладает качественным креплением, которое обеспечивает абсолютную надежность и безопасность. Цена такого транца: 30-40 долларов США.
  • Навесной транец SEA-PRO. Данный вид несколько дешевле, его цена всего 20 долларов США, однако качество так же на очень высоком уровне.
  • Отечественные марки. Конечно, купить транец отечественного производителя намного дешевле, найти приспособление можно по цене от 5 долларов США. Сильное отличие качества (при равной ценовой категории) между иностранным и отечественным не наблюдается.

Прежде чем покупать транец, следует внимательно осмотреть его на предмет трещин и других недостатков. Даже маленькая дырочка может привести к негативным последствиям, поэтому проверять все необходимо заранее.

Как установить?

Как уже было отмечено, транцы для плавательных средств могут быть стационарными и съемными. В первом случае с установкой устройства все предельно понятно, поскольку она представляет собой один из этапов постройки самой лодки. Навесные модели имеют определенные особенности и разные варианты креплений. Чаще всего речь идет о специальных кронштейнах.

Изначально необходимо отметить, что помимо традиционного варианта с установкой как самого транца, так и подвесного мотора на корме, предусмотрена возможность расположения подобного оборудования и на носу плавсредства.

Независимо от того, было куплено уже готовое устройство или же изготовлено самостоятельно, его монтаж осуществляется в несколько этапов. В ситуациях с лодкой ПВХ предварительно ее требуется полностью накачать.

Следующим шагом будет приклеивание в месте установки так называемых бобышек (рым). Их расположение выбирается с учетом особенностей крепления транцевой доски (пластины), которое должно быть максимально комфортным и надежным. После определения места для рым на все бобышки следует нанести клей и закрепить на корпусе лодки. Важно помнить, что количество подобных элементов зависит от длины крепежных дуг.

В следующем видео вас ждет обзор съемного транца для надувной лодки.

Расположение подвесного мотора

Первый этап установки подвесного мотора заключается в размещении его на корме с соблюдением симметричности по отношению к бортам плавсредства.

Расположение по высоте:

  1. Рекомендуемый уровень размещения антикавитационной пластины составляет 0-50 мм ниже самого днища лодки.
  2. Следует знать, что уровень установки мотора должен выбираться с учетом действительного назначения данного судна, а также типа его корпуса. Именно поэтому необходимо строго придерживаться указанных рекомендаций производителей водных судов, которые в обязательном порядке описываются в прилагаемых документах.
  3. Рекомендуемая глубина расположения антикавитационной пластины составляет минимум 100 мм по отношению к поверхности воды. Иначе произойдет нехватка воды, поступающей через насос в систему охлаждения, а это уже перегрев подвесного мотора и последующие за этим неисправности.
  4. Если установка двигателя была осуществлена слишком низко, что недопустимо, это может привести к различным механическим повреждениям.
  5. При максимальной нагрузке на водное судно следует опустить мотор полностью и заглушить. По завершении рекомендуется проверить, где оказалось выпускное отверстие холостого хода. Безопасной дистанцией считается 150 мм и больше по отношению к уровню воды.

Транец на надувную лодку


Важным элементом любой надувной моторной лодки является транец – достаточно жесткая пластина, которая предназначена в первую очередь для крепления подвесного мотора . Ширина такой пластины равна ширине судна или немного меньше.
Транец должен обладать немалой прочностью и выдерживать ряд нагрузок, в частности нагрузку от используемого мотора. Также он должен технически сочетаться с общей конструкцией конкретной модели лодки.

Если рассматривать пластиковые и алюминиевые лодки, то они в обязательном порядке оснащаются мощным встроенным транцем, на который можно устанавливать моторы высокой мощности. Но данная статья будет посвящена именно транцам надувных лодок, подробнее читайте далее.

Крепление транца

Прикрепить транец на надувную резиновую или ПВХ-лодку можно несколькими методами.

Самый простой — с помощью накладки-кармана, который клеится к основанию. Его фиксация выполняется через кольца, через них же пропускается прочная жесткая веревка.

Также можно крепить транец на выступающие резиновые детали корпуса. Если они не предусмотрены конструкцией — их приклеивают (методом термического соединения под воздействием строительного фена). При этом через фиксаторы пропускается металлическая скоба, которая крепится к фанерной части гайками (с шайбами с противоположной стороны).

Ещё одно решение крепежа, позволяет установить мотор до 2,5 л.с.

Вот таким способом возможно крепление к резиновой лодке:

Высота транца лодки

Стандартная высота дейдвуда составляет 381 мм, однако даже в моторах одной компании-производителя она может отличаться на 20-25 мм. Благодаря оптимальному положению мотора можно увеличить скорость лодки и уменьшить брызги за кормой.

Если вас интересуют моторы, гребные винты, насосы, и прочие аксессуары для лодок и катеров, советуем интернет-магазин – vodnik.1000size.ru

Если вы устанавливаете двигатель, а антикавитационная плита оказывается ниже рекомендуемых границ, можно ослабить шурупы и установить нужную высоту транца, а затем осуществить тестовые заезды, предварительно уже закрепив пластину.


При необходимости замены подвесного мотора можно настраивать транец под особенности нового двигателя, а именно под длину его дейдвуда. Ненужные отверстия для шурупов можно в последствие замазать герметиком, а затем подобрать нужную высоту навески мотора, закрепив пластину в нужном положении.

Если высота выбрана правильно, вы сможете добиться путём таких процедур повышения скорости лодки. Вместе с этим уменьшиться и расход топлива, а также брызгообразования.

Лодка с жестким транцем


Между конструкциями моторных и гребных лодок имеется масса важных отличий. Лодки, предназначенные для использования вместе с подвесным мотором, обладают жестким транцем, который и служит для крепления мотора. Моторные лодки отличаются между собой по мощности двигателя и особенностям конструкции дна.

В лодках, которые рассчитаны на использовании небольшого двигателя с мощностью в 2-3 л.с., дно делается надувным или усиливается и поперечными рейками, тогда как лодки с более мощными моторами обладают жесткими пайолами, позволяющими более легко и безопасно глиссировать на высоких скоростях.

Существует ещё один тип лодок – Rigid Inflatable Boats (RIB) , «жесткие надувные лодки». Такие надувные лодки имеют V-образное днище из пластика или алюминия. Данный тип лодок характеризуются рядом преимуществ, среди которых наличие прочного днища , возможность использования двигателей с мощностью до 150 л.с., высокие показатели развиваемой скорости. Кроме того, лодки RIB не слишком тяжёлые.

Толщина транца на лодке


Для безопасного и эффективного использования надувной лодки важны технические характеристики самого транца. В первую очередь это касается его толщины, угла наклона при установке, а также качества покрытия транца.

В вопросе толщины транца главную роль играет максимальная мощность двигателя, который будет устанавливаться на лодку в дальнейшем. К примеру, если предусматривается установка мотора с мощностью до 15 л.с. , то транец должен иметь толщину не меньше 2,5 см . Если используемый мотор ещё более мощный, толщина должна составлять 3,5 см и больше.

Недостатки подвесного транца

Главный недостаток подвесного транца — малый допустимый вес двигателя, который можно закрепить на нем. Жесткость конструкции достигается за счет силы накачивания баллонов, поэтому если двигатель включить на полную мощность, велика вероятность того, что его «засосет» подо дно лодки. Соответственно, передняя её часть поднимется вверх, что повлечет последующее опрокидывание.

По этой причине на резиновую лодку можно подвесить только маломощный электромотор, рассчитанный на 1-1,5 часа активной эксплуатации, не больше 2 л.с.

Максимальной мощности такого двигателя недостаточно для того, чтобы мотор подогнуть под лодку.

Устанавливая транец надо обратить внимание на следующие два момента:

  1. Чаще всего причиной «угона ноги» становится недостаточное давление внутри баллонов. При критической нагрузке они легко сжимаются, поэтому мотор начинает свободно двигаться в захвате. Следовательно, баллоны не должны быть спущены.
  2. Считается, что управляемость судном зависит от угла, под которым устанавливается транец. В большинстве случаев его монтируют под 90 градусов, хотя в заводских комплектациях некоторых моделей угол наклона составляет 76-80 градусов, относительно поверхности воды, это делается потому, что на малых баллонах транец выгибается. На низких скоростях угол наклона особо не влияет на сам транец, но в процессе эксплуатации высокопроизводительных двигателей второй вариант угла наклона оказывается более предпочтительным.

Угол наклона транца лодки

Важную роль играет и угол наклона транца. Его пределы – 4-6 градусов . Такие показатели рассчитаны на использование импортных моторов, которые чаще всего и применяются на нашей территории.

Читайте также:  Как сделать самопальное ружье в домашних условиях. Кастет

Выполнение указанных условий по наклону транца позволит улучшить работу винта, а вместе с этим позитивно повлияет на скорость движения лодки и уменьшит расходы топлива. Кроме того, указанный выше угол наклона практически ликвидирует риск схватить воздух винтом.

Навесной транец (видео)

Крепление эхолота на транец лодки


Прикупив новенький эхолот, у рыбаков зачастую возникают проблемы касательно крепления прибора. Конечно, в инструкциях предлагают закреплять датчик эхолота стационарно к транцу. Но, как известно, точность в креплении датчика очень важна для его эффективной работы. Кроме того, стационарное крепление может быть попросту неудобным.

Толщина транца на лодках пвх

После трех сезонов эксплуатации на моей ПВХашке «Хантер 290» стал заметно мокнуть транец. Вскрытие показало, что была некачественная проклейка и «влагостойкая» фанера с одного угла превратилась в труху. В сервисе озвучили цену — «до 12 тыс» — и было принято решение менять самому.

Да и материалов на такой ремонт набегало в сумме значительно меньше чем на 12 тыс. В том числе — 1000 р. ушло на лист фанеры 18 мм 1,5 на 1,5 метра, причем осталось больше половины; клей обошелся в 230р за 700 граммовую банку; 2-3 кв. метра ПВХ тентовой ткани из фирмы по пошиву автотентов; кисточку, бутылку ацетона.

Браться за ремонт было страшновато — «а вдруг не получится» )) Но, — не Боги горшки обжигают!

Первым делом с транца снято (отвинчено, отодрано) все, что было привинчено и прибито — накладки, бруски, таблички. Осталась только фанера и ПВХ ткань. Приклеенное снаружи дно местами уже отклеилось, и во время плавания лодки, внутрь беспрепятственно поступала вода.

Во время отклеивания старого транца выяснилось, что фанера сильно пропиталась водой, поэтому приклеенная ПВХ ткань от нее отдиралась довольно легко, хотя и с усилием, но не требуя нагрева феном. Ткань отходила немного «с мясом», поэтому потом потребовалось шкуркой отчистить слой клея с вкраплениями волокон дерева.

Толщина транца на моей лодке — 18 мм., но прежде чем покупать фанеру для своей лодки, обязательно измерьте этот параметр.

Тем временем… работа идет дальше.

Переворачиваем лодку дном вверх и начинаем разбирать ее. Отклеив дно изнутри и снаружи от транца, с помощью фена хорошо прогреваем, а затем разбираем резиновые швы, заходящие на баллоны. Это надо делать аккуратно, чтобы не повредить швы между ПВХ и держателями транца.

Вверх транец вынуть не удалось, даже спустив лодку. Имейте ввиду что ТРАНЕЦ ВЫНИМАЕТСЯ ВНИЗ, в сторону дна. Полукруглые вырезы на нем — несимметричны.

После разборки — вымываем песок и остатки всевозможной трухи — этого «добра» там много… Места, где остался клей со следами шпона от фанеры обрабатываем шкуркой, хорошо что это не на баллонах — с ними как можно аккуратнее. Заплатку-то наложить можно, но в многослойном шве это будет некрасиво смотреться.

Вот что показало вскрытие —

Фото 3. (обратите внимание на форму транца и станет понятно почему вытаскивать его нужно только вниз)

По нижнему торцу он сгнил в труху на 0,5-1 см, так что ровный край вывести было нереально — и за 2-3 недели сушки он все равно казался не до конца высохшим.

Был куплен лист фанеры, родной транец послужил шаблоном и заготовка с помощью электролобзика были сделана.

Также была обновлена вставка и покрыта палубным лаком

Да, еще — нижний торец транца должен быть не под 90 градусов — в баллоны он же вклеен не вертикально! Это конечно не смертельно, но желательно учесть.

Далее, были долгие раздумья — как сделать транец. Делать «как было» — голую фанеру без пропитки — ну совсем не хотелось. Учитывая, что ПВХ ткань на нижнем торце транца уже была протерта и местами пробита до самой фанеры, такой ремонт был бы недолговечен. Значит, надо чем-то пропитывать. Вопрос чем? Лучше всего палубным лаком — но как к ней потом клеить дно?

Почитав в интернете кучу статей, как обклеить транец. Было принято решение сделать сложнее, но надежнее. То, что вода рано или поздно попадет на фанеру — это неизбежно, значит…. весь транец я пропитал палубным лаком (4 раза), но это означало что ПВХ к нему уже не приклеится.

Фото 5 (транец и накладка)

Для приклейки я решил обклеить транец полностью, со всех сторон. Ткань нашлась в фирме, делающей автотенты на КАМАЗы и прочие фуры, и хотя у них обороты ткани (в кв.м.), ткань они продают от метра. Тентовая ПВХ плотностью 650 гм (кажется, Унисол) отлично подходит для ремонта лодки. Так как транец был 18мм, а стал 18 мм + 2 слоя ПВХ (плоскости) плюс 2 слоя (загиб с торца) — были опасения, что в держатель транец влезет с трудом. Поэтому торецы были заклеены тонкой прозрачной серебристой ПВХ — влезло в держатель отлично.

Получилось, что: 1. фанера уже закрыта от повреждений (царапин, вмятин, сколов от ноги мотора) 2. она же — пропитана палубным лаком, т.е. даже при попадании воды не будет гнить 3. приклеится даже лучше, чем просто фанера, пропитанная клеем (как было на новой) 4. ну и просто красиво получилось

Рабочая температура строительного фена

Пользуясь моментом, решил слани для лодки привести так же в порядок. Очистив от мусора и обезжирив.

Окончательный вид транца.

Дальше было все просто, приятно и удобно. Главное не перепутать внутреннюю и внешнюю стороны транца — нижний торец не под 90 градусов!

Надувной тримаран ЛТ60-50-200 Лайт

Надувной катамаран Мастеркат ЛТ60 Лайт (тримаран) создан как универсальное разборное судно широкого назначения. Благодаря своей конструкции надувной катамаран более остойчив и обладает высокой мореходностью по сравнению с надувными лодками.

Мы производим 2 разновидности этой модели тримарана – сертифицированный Т60 ТРТС и облегченную версию Т60 Лайт (текущая страница). На данной странице представлена модель Лайт (ЛТ60-50-200).

Модели ТРТС сертифицированы по ТРТС 026/2012, их можно использовать с мотором до 30 л.с. При использовании мотора до 10 л.с. регистрация судна в ГИМС не требуется.

Модель Лайт – это облегченная версия, которая немного дешевле и подходит для моторов до 10 л.с. Имеет оптимальную форму кормы для маломощных моторов.

Если вы запутались и не знаете какой катамаран вам подходит, мы рекомендуем ознакомиться со статьей: Как выбрать надувной катамаран


На тримаране могут одновременно рыбачить 3-4 спиннингиста

ЛТ60-50-200 с бортами 330см


Мотор 5 л.с. скорость с 3 пассажирами 15-16 км/ч

Видео по сборке надувного тримарана Т60 Лайт

В конце лета 2020 года мы постарались снять видео по сборке для большинства наших моделей. Однако после съемок добавили еще несколько небольших изменений, например, болты и пластины для палубы. Эти моменты отсняли уже в цеху и вставили при монтаже. Мы рекомендуем посмотреть все нижеследующие видео. Видео по сборке тримарана Лайт мы сняли на одну модель, но оно подойдет к любой модели тримаранов Лайт (ЛТ47, ЛТ53 и ЛТ60), т.к. они отличаются только количеством балок рамы и секций палубы. Обращаем внимание, что в новом видео на тримаране используются укороченные борта, а не до носа палубы. На старых видео, возможно, вы найдете моменты которые не раскрыты в новом видео, а также там есть хорошие кадры с демонстрацией тримарана на воде.


Видео по сборке новой версии Видео по сборке старой версии до 2020г. Демонстрация на воде самой первой версии 2013г. Правильная накачка баллонов

Характеристики надувного тримарана Т60 Лайт

Основные характеристикиЛТ60-50-200 ЛайтТип суднаТримаран 3 баллонаРазмеры по баллонам, см600х216Размеры палубы, см475х200Грузоподъемность, кг1100Мин./реком./макс. мощность ПМЛ, л.с.5/10/30Диаметр баллонов, см50 смПассажировместимость10 чел.Регистрация в ГИМСНе требуетсяСкорость с мин. загрузкой 5/10 л.с.17/22 км/чСкорость с 50% загрузкой 5/10 л.с.13/18 км/чСкорость с макс. загрузкой 5/10 л.с.10/13 км/чБаллоныТкань (HeyTex, Германия), плотность850 гр/м2Вес одного баллона15 кгКол-во баллонов3Отсеки в баллоне2 в крайних, 1 в центр.Объем баллонов3300 литровГабариты и вес в сумке, см100х90х40 см, 32 кг, 2 шт. 100х85х20 см, 14 кг, 1 шт.Тип клапанаИП ГолубевРабочее избыточное давление200 мБар / 20 кПаУсиление60мм полоса донного бруса по нижнему швуРама алюминиеваяКол-во балок + носовая6+1Макс. Длина элемента, см200 смГабариты и вес рамы в упаковке200х30х15 см – 26 кгТранец алюминиевыйГабариты и вес транца150х20х5 см – 5 кг (транец можно убрать в раму между балками)Тип транцаАлюминиевый до 10 л.с.Реком. длина дейтвуда (ноги мотора), ммS – (381 мм)Максимальный вес мотора, кгдо 30 кгПалуба2 секции 875 мм (11.3 кг) и 4 секции 750 мм (9.8 кг). Секции 2 метра, складываются пополам.Надувные борта / каткиДлина 475 см – 5 кг/шт Длина 400 см – 4.5 кг/шт Длина 325 см – 4 кг/шт Диаметр 30 см. Ткань 750 гр/м2.Суммарный вес для приблизительного расчёта стоимости доставки (Обязательно в доп. (жесткой) упаковке).Баллоны0,55 м3 / 46 кгБаллоны, рама, транец, ПУ0,8 м3 / 76 кгБаллоны, рама, транец, ПУ, палуба1 м3 / 132 кг

Другие модификации тримарана Т60

Если у вас уже есть мотор более 10 л.с. или вы в дальнейшем планируете его приобрести, то мы рекомендуем вам сертифицированные версии судов мастеркат ТРТС.

Сертифицированные версии тримарана Т60

В нашей линейке есть схожие по размеру модели катамаран К60 и тримаран Т60-50-200 ТРТС и модели надувных тримаранов большего размера Т60-50-260 ТРТС и Т60-60-300 ТРТС. Эти модели сертифицированный имеют продольное усиление, более мощный транец и рассчитаны под моторы до 30 л.с.


Катамаран К60-60-200 ТРТС (D60 см, палуба 400 х 200 см, груз. 1100 кг)


Тримаран Т60-50-200 ТРТС (D50 см, палуба 400 х 200 см, груз. 1100 кг)


Т60-50-260 ТРТС (D60 см, палуба 475 х 260 см, груз. 1100 кг)


Т60-60-300 ТРТС (D60 см, палуба 475 х 300 см, груз. 1700 кг)

Модели без скег наиболее оптимальны с моторами до 10 л.с. Максимальная скорость ограничена обводами баллонов, т.к. на обычных баллонов без скег судно не может глиссировать и всегда находится в водоизмещающем режиме. При достижении скорости в 17 км/ч судно перейдёт из водоизмещающего (оптимального) режима в переходный (самый неоптимальный). Из-под мотора будет много брызг, корма опустится, а нос задерется вверх. Скорость не превысит 24-25 км/ч даже на моторе 30 л.с. Подробнее о режимах плаванья можно прочитать в статье: Водоизмещающий режим, переходный, глиссирование..

Глиссирующие модели катамаранов Мастеркат

Для раскрытия потенциала мощных моторов, мы рекомендуем глиссирующие модели катамаранов К47S (мин. от 10 л.с.) или К53S (мин. от 15л.с.), однако они имеют меньшие размеры, чем Т60. Глиссирующие катамараны способны развивать скорость до 40 км/ч при соответствующем моторе и винте. При этом они остаются экономичными в водоизмещающем режиме и разборными судами. Части катамаранов весят не более 15 кг и само судно может быть собрано одним человеком.


Прототип К47S с укороченной палубой

Описание надувного тримарана ЛТ60-50-200 Лайт

Баллоны надувного катамарана изготовлены из лодочной ПВХ ткани. Баллоны сделаны по технологии надувных лодок ПВХ и считаются монобаллонами высокого давления. Вы можете ознакомиться с технологиями изготовления баллонов на странице: Технологии производства баллонов

Форма катамарана и обводы баллонов специально разрабатывались для использования под мотором с короткой ногой. Транец надувного катамарана под мотор имеет простую и надежную конструкцию. Он позволяет регулировать высоту подвеса мотора путем переворота транцевой доски.

Фото новой версии тримарана с 2020 года с дополнительной носовой секцией палубы (палуба 475х200 см)

Фото старой версии тримарана с меньшей палубой (400х200 см)

Палуба 400х200 см уже подходила для установки палатки, а в актуальной версии палуба еще длиннее на 75 см.

Относительно компактные размеры и легкие детали

Детали тримарана сделаны, чтобы помещаться в багажник автомобиля. Рама и легкое снаряжение грузится на крышу, палуба и баллоны в багажнике. см. размеры в упаковке. Вес каждой детали не превышает 15 кг. Даже в одиночку возможно собрать катамаран. Скатывать в воду катамаран удобнее на катках.

Остойчивость и безопасность

Тримаран имеет высокую остойчивость. Даже если 3-4 пассажира (350кг) встанут на один борт, то баллон погрузится в воду всего на 7 см, а крен составит примерно 4 градуса. Крайние баллоны имеют по 2 отсека, центральный один. При повреждении одного отсека или центрального баллона у судна остается двухкратный запас плавучести, чтобы добраться до берега. Грузоподъемность в кг равна 1/3 от объема баллона в литрах.

Экономичность

Обводы тримарана и малая осадка (до 20см при максимальной загрузке) делают судно очень экономичным в водоизмещающем режиме. При загрузке в 200-300кг скорость составит 15 и 17 км/ч на 5 л.с. и 10 л.с. соответственно. При максимальной загрузке скорость будет 11-13 км/ч.

Просторная плоская палуба

Размер палубы составляет 9,5 кв.м – это почти целая комната на воде. Просторная палуба из морской фанеры позволяют удобно использовать надувной катамаран под мотором для автономных путешествий на больших озерах и реках в Карелии или Сибири. Жесткая палуба надувного тримарана изготовлена из ламинированной влагостойкой фанеры с нескользящим покрытием. На палубу можно поставить столы и стулья, тент или палатку. Однако при установке палатки нужно внимательно следить за ветром.

Отличие новой версии тримарана с 2020 года

Если вы давно следите за нашим сайтом и не можете найти катамаран, которых вам понравился раньше, то рекомендуем ознакомиться с новостью: Обновление модельной линейки с 2020 года

Если кратко, то мы значительно расширили нашу линейку судов, сертифицировали часть моделей и добавили дополнительную секцию палубы.

Также мы комплектуем палубу дополнительным крепежом на болтах. Данный крепеж удобнее и обеспечивает большую жесткость по сравнению с ремнями. Однако мы не убираем отверстия для ремней и ремни из комплекта, а также рекомендуем крепить и ремнями, и болтами для ответственных походов. Ремни имеют высокую ремонтопригодность их можно заменить любой веревкой, а в случае потери болта или пластины заменить будет сложнее.

Подробнее о палубе написано в статье: Палуба на катамаранах Мастеркат


Новое крепление палубы на болтах


Пластины связывают секции палубы между собой


В актуальной версии палубы мы используем болты с фланцем

Несмотря на дополнительную носовую палубу необходимо распределять загрузку катамарана, т.к. излишне загруженный нос приведет к брызгам и заливаниям. Помимо дополнительной площади на пустом катамаране носовая палуба защищает от брызг, а также позволяет удобно сходить на берег по палубе, а не по баллонам как раньше. С правильной загрузкой и дифферентом палубу забрызгивает меньше, чем на старых моделях с более короткой палубой.

Надувные борта и катки

Надувной тримаран может быть оснащен надувными бортами 330, 400 или 475 см. Короткие борта можно сдвинуть назад или вперед и освободить больше места на палубе. Также борта очень удобно использовать в качестве катков. Они позволяют собрать катамаран в удобном месте на берегу, а потом просто скатить его в воду вместе с мотором. Борта же можно закрепить уже после спуска катамарана на воду.


Выкатывание трмиарана на берег на катках


Тримаран очень легко катится, главное его удержать. (На фото Т60-50-260 ТРТС)

Баллоны надувного тримарана сделаны из ткани плотностью 850 гр/м2. Эта ткань соответствует диаметру баллонов. Плотность ткани не влияет на прочность и стойкость к истиранию. По желанию клиента мы можем изготовить баллоны из более плотной ткани 1100 гр/м2.

Баллоны защищены одной полосой донного бруса. Базовой защиты хватает для большинства случаев использования. Если планируется использование надувного катамарана в жестких условиях и таскать его по камням, протискиваться в узких протоках, вы можете заказать дополнительное усиление донным брусом или полиуретановой пленкой. Подробнее об усилении читайте в статье: Усиление и бронирование баллонов катамарана

Транец на надувную лодку

Важным элементом любой надувной моторной лодки является транец – достаточно жесткая пластина, которая предназначена в первую очередь для крепления подвесного мотора. Ширина такой пластины равна ширине судна или немного меньше.

Транец должен обладать немалой прочностью и выдерживать ряд нагрузок, в частности нагрузку от используемого мотора. Также он должен технически сочетаться с общей конструкцией конкретной модели лодки.

Если рассматривать пластиковые и алюминиевые лодки, то они в обязательном порядке оснащаются мощным встроенным транцем, на который можно устанавливать моторы высокой мощности. Но данная статья будет посвящена именно транцам надувных лодок, подробнее читайте далее.

Высота транца лодки

Стандартная высота дейдвуда составляет 381 мм, однако даже в моторах одной компании-производителя она может отличаться на 20-25 мм. Благодаря оптимальному положению мотора можно увеличить скорость лодки и уменьшить брызги за кормой.

Если вы устанавливаете двигатель, а антикавитационная плита оказывается ниже рекомендуемых границ, можно ослабить шурупы и установить нужную высоту транца, а затем осуществить тестовые заезды, предварительно уже закрепив пластину.

При необходимости замены подвесного мотора можно настраивать транец под особенности нового двигателя, а именно под длину его дейдвуда. Ненужные отверстия для шурупов можно в последствие замазать герметиком, а затем подобрать нужную высоту навески мотора, закрепив пластину в нужном положении.

Если высота выбрана правильно, вы сможете добиться путём таких процедур повышения скорости лодки. Вместе с этим уменьшиться и расход топлива, а также брызгообразования.

Как изготовить транец для резиновой лодки самостоятельно

Конструкция транца такая простая, что его можно сделать самому, конкретно под свой размер лодки.

Для того чтобы транец прикрепить на достаточно небольшие резиновые баллоны надо будет сделать жёсткое основание на пол лодки. Обычно используют фанеру, чем толще, тем лучше. ДСП не берут, так как она тяжёлая и более сложная по структуре для крепления. Пол вырезается под размеры вашего плавсредства, К острым краям фанеры на шурупы стоит прикрутить полоски резины от камеры автомобиля, чтобы защитить баллоны от перетирания. На всю лодку делать такой пол не надо.

К фанере прикручивается металлическая пластина с приваренными к ней двумя металлическими трубочками, в которые будет вставляться два одинаково изогнутых два раза под прямым углом арматурных штыря.

Сиденье служит дополнительным укреплением конструкции. Для того чтобы мотор не подгибался под днище, а упирался на заднюю часть лодки, к арматуре привариваются железные пластины а к этим пластинам прикручивается влагостойкая фанера в два слоя. Это опора для мотора. Высота транца определяется моделью вашего мотора. Обыкновенную фанеру придётся покрасить в несколько слоёв, защитить от влаги.

Ещё одна идея как изготовить самостоятельно транец для резиновой лодки представлена на видео:

kakulov.ru

Лодка с жестким транцем

Между конструкциями моторных и гребных лодок имеется масса важных отличий. Лодки, предназначенные для использования вместе с подвесным мотором, обладают жестким транцем, который и служит для крепления мотора. Моторные лодки отличаются между собой по мощности двигателя и особенностям конструкции дна.

В лодках, которые рассчитаны на использовании небольшого двигателя с мощностью в 2-3 л.с., дно делается надувным или усиливается и поперечными рейками, тогда как лодки с более мощными моторами обладают жесткими пайолами, позволяющими более легко и безопасно глиссировать на высоких скоростях.

Существует ещё один тип лодок — Rigid Inflatable Boats (RIB), «жесткие надувные лодки». Такие надувные лодки имеют V-образное днище из пластика или алюминия. Данный тип лодок характеризуются рядом преимуществ, среди которых наличие прочного днища, возможность использования двигателей с мощностью до 150 л.с., высокие показатели развиваемой скорости. Кроме того, лодки RIB не слишком тяжёлые.

Толщина транца на лодке

Для безопасного и эффективного использования надувной лодки важны технические характеристики самого транца. В первую очередь это касается его толщины, угла наклона при установке, а также качества покрытия транца.

В вопросе толщины транца главную роль играет максимальная мощность двигателя, который будет устанавливаться на лодку в дальнейшем. К примеру, если предусматривается установка мотора с мощностью до 15 л.с., то транец должен иметь толщину не меньше 2,5 см. Если используемый мотор ещё более мощный, толщина должна составлять 3,5 см и больше.

Установка

Одна из классификаций транцев предполагает их разделение в зависимости от крепления к судну.

По такому принципу они делятся на:

  • Съемные. Съемные устанавливаются на лодках с подвесными моторами, и популярным видом крепления съемного транца является установка на кронштейне. В таком случае он монтируется к деталям, расположенным попарно сверху и снизу.
  • Вклеенные. Вклеенные транцы, как правило, располагают на расстоянии под углом в 8 градусов. С целью регулирования положения и высоты транца часто используют подвижные накладки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: